Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Внешнеэкономическая стратегия БУТБ: удается ли бирже торговать со всем миром

Александр Башлий

Белорусская универсальная товарная биржа отчиталась о результатах работы за I квартал 2024 г. Главный итог: биржевой товарооборот с ключевым партнером – Российской Федерацией – вырос за этот период в 3,8 раза.

О том, на какие еще страны БУТБ делает ставку в своей работе, удалось ли перенаправить поставки белорусских пиломатериалов с европейского рынка на другие направления и какие необычные сделки заключались на бирже в последнее время, в интервью «ЭГ» рассказал начальник управления внешне­экономической деятельности БУТБ Александр БАШЛИЙ.

Ключевые рынки

– РФ занимает на БУТБ первое место по объему биржевых сделок и очень часто фигурирует в биржевых новостях, но хотелось бы узнать побольше и о других ваших партнерах. Расскажите, кто еще входит в пятерку стран, с которыми у Беларуси самые тесные отношения?

– Действительно, Российская Федерация – наш главный торговый партнер, и по сумме биржевых сделок в I квартале 2024 г. эта страна ожидаемо заняла первое место. Причем речь идет не только об импортных и экспортных контрактах, но и о транзитных сделках – межрегиональных и трансграничных. В общей сложности это 200,6 млн USD.

В топ-5 стран по совокупному биржевому товарообороту в этом периоде также вошли Китай с суммой 56,3 млн USD, Азербайджан (24,6 млн USD), Узбекистан (13,4 млн USD) и Казахстан (11,3 млн USD). Если рассматривать только экспорт белорусских товаров, то ключевыми рынками сбыта опять же являются Россия, Китай, Азербайджан, Узбекистан и Казахстан. По импорту в Беларусь первая пятерка выглядит следующим образом: Россия, Германия, Армения, Грузия, Китай. В целом мы придерживаемся многовекторной политики и заинтересованы в развитии биржевой торговли со всеми странами. Это, кстати, подчеркивается и в нашем лозунге «Будь с нами – торгуй со всем миром».

– В 2022 г. западные страны ввели ограничения в отношении ряда белорусских товаров, из-за чего биржевое сотрудничество с ними прервалось или серьезно просело. Это потребовало от БУТБ кардинальной перестройки своей стратегии – нужно было искать партнеров на других рынках, идти в те регионы, где раньше работать не приходилось. Можно ли сегодня сказать, что этот процесс завершен? Удалось ли бирже переориентировать товарные потоки?

– По большому счету – да. Экспорт биржевых товаров, попавших под санкции, а это преимущественно пиломатериалы, удалось успешно перенаправить на альтернативные рынки стран Азии и Ближнего Востока. Но, как вы понимаете, всегда есть к чему стремиться. Поэтому работа по диверсификации экспортных поставок не прекращается ни на секунду. И я имею в виду не только продукцию деревообработки. Многочисленные деловые мероприятия за рубежом, встречи с иностранными делегациями в Минс­ке и онлайн-переговоры с компаниями-нерезидентами показывают, что товары, выпускаемые в Беларуси, пользуются спросом в мире и их готовы покупать.

Интерес к бирже есть

– На какие регионы и почему вы теперь делаете ставку?

– Поскольку в биржевой торговле, как и в торговле в целом, важнейшую роль играет логистика, то наибольшей отдачи мы ожидаем от тех рынков, с которым имеется хорошее транспортное сообщение. С учетом этого фактора в первую очередь мы делаем ставку на Россию, где каждый регион – это отдельный перспективный рынок с огромными резервами роста. Кроме того, приоритетными направлениями для нас являются Китай, Сингапур, Центральная Азия, Северная Африка.

Здесь главный критерий – емкость и покупательная способность. Например, тот же Китай готов увеличивать объемы закупок белорусской продукции через биржу, несмотря на некоторое замедление темпов роста экономики. Пока это преимущественно пиломатериалы, но товарная номенклатура постепенно расширяется. Этому в т.ч. способствует представительство биржи в Шанхае, открытое в 2023 г., а также сеть брокеров-резидентов КНР.

– Сколько стран на текущий момент работает с Беларусью через БУТБ? Сколько новых партнеров добавилось за последний год?

– Всего на бирже аккредитованы более 7 тыс. нерезидентов из 70 стран, однако это не значит, что все они участвуют в торгах. В текущем году участвовали в торгах и, что самое главное, совершали сделки субъекты хозяйствования из 27 стран. Для сравнения: в январе-марте прошлого года таких стран было 17. Что касается новых активных клиентов, то в 2024 г. свои первые биржевые контракты заключили компании из Монголии. Сейчас в это государство Центральной Азии поставляется белорусский сахар.

– Недавно вы отмечали, что 2023 год стал самым успешным в истории БУТБ по числу новых зарубежных компаний, которые пришли на биржу. Почему так произошло?

– Совершенно верно: по итогам 2023 г. мы серьезно приросли в количестве иностранных участников биржевых торгов.

Чем это обусловлено? Во-первых, масштабной информационной кампанией, которую мы развернули на рынках, имеющих для нас приоритетное значение. Отраслевые выставки, круглые столы, форумы, семинары, бизнес-встречи в онлайн и офлайн-формате – мы использовали любую возможность, чтобы рассказать представителям иностранных деловых кругов о возможностях и преимуществах биржевого механизма.

Во-вторых, на фоне цифровизации мировой торговли сами зарубежные компании стали активно выходить на биржу, видеть в ней альтернативу традиционным каналам сбыта и закупок. Не последнюю роль в этом отношении сыграли брокеры-нерезиденты, главная функция которых – привлекать на торги субъектов хозяйствования из вверенных им стран и регионов. Сейчас такие партнеры у нас есть в Казахстане, Китае, Латвии, Монголии, России, Сингапуре и Узбекистане.

– Если говорить о сотрудничестве с постсоветскими странами, то кого можно назвать основными партнерами БУТБ? На какие направления (сельхозпродукция, лесо­продукция и т.д.) делается упор?

– Как я уже сказал, на постсоветском пространстве особенно мы плодотворно взаимодействуем с Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном. Кроме того, достаточно активно развивается сотрудничество с Арменией, Грузией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

При этом торговля идет по разным направлениям. Например, в Азербайджан и Туркменистан поставляются исключительно пиломатериалы, а в Казахстан и Кыргызстан – сахар. А вот, скажем, Узбекистан и Таджикистан покупают пилопродукцию и в то же время реализуют хлопковую пряжу. Разумеется, самая широкая номенклатура в торговле с Россией: это и пилопродукция, и молокопродукты, и стройматериалы, и нефтехимия, и оборудование – перечислять можно бесконечно.

Страны дальней дуги

– Как биржа выстраивает работу со странами Азии? Где вы уже работаете, а на какие рынки только планируете выходить? Что Беларусь может предложить этому региону?

– Тут все индивидуально. Есть, образно выражаясь, «близкая нам по духу» Азия, к которой относятся такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, а есть далекая – Китай, Сингапур, Индия, Пакистан. И если с представителями делового сообщества из первой категории стран достаточно легко найти общий язык и убедить их воспользоваться биржевой площадкой, то с нерезидентами из «дальней дуги» все гораздо сложнее. Менталитет и манера ведения бизнеса там заметно отличаются. Впрочем, во всех странах одинаково хорошо понимают язык цифр. Поэтому когда показываешь импортеру из Южной Кореи, сколько времени он сэкономит на поиске белорусского поставщика нужного ему товара, если обратится на биржу, то все сомнения сразу же отпадают.

Что же касается второй части вашего вопроса, то самыми ликвидными биржевыми товарными позициями для экспорта в Азию являются пиломатериалы, сухое молоко и сыворотка, рапсовое масло и сахар. Соответственно, именно на них мы делаем основной упор.

– Есть ли у вас партнеры в Африке и Латинской Америке? Ведете ли вы работу, чтобы привлечь их работать на бирже? Какие страны считаете самыми перспективными?

– Аккредитованные компании в этих регионах у нас есть. В частности, в Египте у биржи 5 клиентов, в Панаме и Белизе – 3, в ЮАР и Доминике – 2, в Кот-д`Ивуаре и Бразилии – по одному. Самые большие надежды возлагаем на страны Северной Африки и в первую очередь на Египет. У нас уже есть положительный опыт биржевой торговли с этой страной, а в обозримом будущем, возможно, аккредитуем там брокерскую организацию.

– Какие самые необычные сделки были заключены за последний год?

– Боюсь вас разочаровать, но каких-то экстраординарных сделок с участием компаний-нерезидентов в последнее время не регистрировалось. Например, про экспорт в Россию деривата плазмы крови человека уже неоднократно писали в СМИ. Сделки по этой позиции по-прежнему заключаются. Кроме того, была одна сделка по закупке белорусского сухого мороженого и одна – по импорту черноплодной рябины. В обоих случаях покупатели – резиденты РФ. А в остальном – ничего необычного.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений