$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

Внешнее влияние внутренней концепции

05.07.2016

Минэнерго РФ подготовило концепцию внутреннего рынка газа и направило ее на согласование в компании. Одним из нововведений может стать установление платы за заявленный объем транспортировки – ship or pay. Это может повлиять на дисциплину поставщиков газа в единую систему газоснабжения, но вряд ли понравится независимым производителям. Изменение правил функционирования российского рынка газа неизбежно отразится и на рынке Евразийского экономического союза, который должен стать единым в 2025 г.

В основу концепции развития внутреннего рынка газа РФ положена конкурентная модель с едиными правилами для всех участников рынка, с постепенным сокращением госрегулирования, пишут «Известия». Концепция является составной частью Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 года и должна содержать в себе предложения по созданию механизмов, позволяющих формировать модель газовой отрасли России.

В России доля рынка независимых производителей с 2011 по 2015 гг. выросла с 20% до 33%. Но их возможности как сейчас, так и в перспективе ограничивает монополия «Газпрома» на экспорт газа по трубопроводам, которую концепция сохраняет в неприкосновенности.

В целях развития конкуренции на внутреннем рынке Минэнерго было предложено ввести «предельное» ценовое регулирование, позволяющее «Газпрому» предоставлять скидки на газ потребителям. Впрочем, независимых производителей газа это вряд ли устроит.

Также в концепции закрепляется введение платы за заявленный объем транспортировки. Этот инструмент уже давно применяется на мировом рынке. Ship or pay («транспортируй или плати») действует почти так же, как и другой инструмент хеджирования, – take or pay («бери или плати»).

По условиям последнего покупатель оплачивает весь законтрактованный газ, вне зависимости от того, сколько он в итоге выбрал, но при этом у него остается право отобрать этот газ в другое время. В концепции условия еще жестче. Поставщикам газа придется оплачивать транспортировку всего заявленного объема, и в случае, если он недопоставил в систему газ, у него нет возможности в будущем сделать это за счет уже оплаченного тарифа. То есть компании будут штрафовать за невыполнение плана по транспортировке газа.

По мнению экспертов, с введением принципа «транспортируй или плати» самым крупным независимым производителям – НОВАТЭКу и «Роснефти» – придется нести риски, связанные с недобором газа по заключаемым ими контрактам. Также они могут, в свою очередь, выставить своим покупателям условие take or pay. Но в этом случае у них снизится конкурентоспособность на рынке, т.к. гибкие условия контрактов были их преимуществом. Таким образом, не исключено, что с введением этого условия независимые производители будут постепенно переходить на прямые поставки газа конечным потребителям.

Таким образом, к моменту обещанного создания единого рынка газа в ЕАЭС условия конкуренции на территории всего союза будут полностью зависеть от правил, действующих в Россию. Так что унификация и либерализация в этой сфере станут возможными только в рамках сохранения российской монополии.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ