Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2572) от 04.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4838
EUR:
2.4275
RUB:
4.2213
Золото:
136.73
Серебро:
1.63
Платина:
73.79
Палладий:
184.79
Назад
Судебная практика
04.09.2022 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Есть ли у «Надежды» шанс вернуться в родной порт?

Почти 90 тыс. USD намерена взыскать украинская компания с белорусских собственников сухогрузного теплохода-площадки «Надежда» и несамоходной баржи. Дело находится в производстве Хозяйственного суда Одесской области. Истцом выступило ООО «ИТМ- Украина», в качестве соответчиков привлечены РТУП «Белорусское речное пароходство» и ОАО «Белорусское морское пароходство».

В настоящее время сухогруз «Надежда», единственное в Беларуси судно класса «река – море», и баржа находятся в морском порту Измаил под арестом. Об этом сообщается в материалах дела, которые опубликованы на сайте Единого реестра судебных решений Украины.

На первый взгляд, у этого дела исключительно экономическая подоплека: истец требует в судебном порядке солидарно взыскать с ответчиков 89 928 USD за неуплату услуг морского агентирования, которые были оказаны ответчикам в морском порту Измаил. Однако в то же время без большой политики тут не обошлось.

После начала в Украине российской «специальной военной операции» (24.02.2022) украинские власти стали арестовывать с целью последующей национализации находившиеся на тот момент на территории страны российские и белорусские активы. В частности, под раздачу попали и ходивший под белорусским флагом теплоход «Надежда» с баржей.

К месту заметить, маршруты этих судов были завязаны в основном на украинскую логистику. «Надежду», портом приписки которой является Мозырь, спустили на воду в 2002 году. Сухогруз предназначался для транспортировки белорусского калия из Мозыря в Николаев. После модернизации теплоход стал ходить с баржей по маршрутам из Киева в Измаил, также он заходил в порты Румынии и Сербии.

25 апреля на сайте Государственного бюро расследований Украины появилась информация, что суда передали на хранение в Администрацию морских портов Украины, а соответствующие материалы бюро направило в Одесскую областную военную администрацию «с инициативой их национализации».

Понятно, что «инициатива» украинской стороны не осталась без внимания. В мае в комментарии агентству Sputnik представители «Белорусского морского пароходства» сообщили, что пытались выяснить судьбу судна, но «от украинской стороны пока ничего не пришло». По их словам, экипажа и груза на теплоходе не было, а само судно находилось в украинском порту на зимнем отстое.

С тех пор о ситуации с теплоходом «Надежда» и баржей ничего не сообщалось. Как оказалось, помимо явно незаконной экспроприации, Украина намерена взыскать солидную сумму за услуги по обслуживанию белорусского имущества.

Некоторые подробности этого дела «ЭГ» удалось узнать из опубликованных решений Хозяйственного суда Одесской области. В одном из них, датированным 2 августа, в частности, сообщается, что сухогруз и баржа были арестованы по заявлению ООО «ИТМ-Украина» 18 апреля постановлением хозяйственного суда Одесской области. Ответственной за хранение белорусского имущества назначили компанию «Ньюэнерджи», которой принадлежит причал, где находятся теплоход и баржа. С иском о взыскании задолженности с белорусских владельцев за свои услуги «ИТМ-Украина» обратилась 18 мая. Судом несколько раз назначалась дата подготовительного заседания, но оно так и не состоялось.

Примечательно, что в июле в адрес суда поступило ходатайство «Белорусского речного пароходства» о приостановлении производства по делу до окончания военных действий на территории Украины. В удовлетворении этого ходатайства было отказано. «Сам по себе факт введения военного положения в Украине не создает препятствий в осуществлении правосудия. Суд обращает внимание на то, что в Одесской области боевые действия не проводятся, а потому непосредственной опасности для жизни и здоровья участников процесса не имеется», -- отмечено в решении суда.

В свою очередь истец заявил ходатайство о проведении процесса в режиме видеоконференции. Его ходатайство суд удовлетворил постановлением от 2 августа и назначил подготовительное заседание по делу на 3 августа. Сведений о том, что оно состоялось, в открытом доступе найти не удалось.

Есть ли надежда, что «Надежда» и баржа вернутся в родной порт?

С этим и другими вопросами корреспондент «ЭГ» обратился к судовладельцам. В Белорусском морском пароходстве комментировать ситуацию отказались.

Нового мы вам пока ничего не скажем. Вопрос пока открытый, им занимаются наши юристы совместно с министерством и вышестоящими органами, -- сказал заместитель генерального директора по общим вопросам РТУП «Белорусское речное пароходство» Федор БЕЛАШ. Что касается ареста «Надежды» и баржи и исковых требований со стороны украинской компании, то, по словам Федора Викторовича, «они такими методами пытаются оправдать свои действия».

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений