$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Включить в новый Жилищный кодекс

16.10.2018
Включить в новый Жилищный кодекс
Фото: nash-remont.com

Во многих многоэтажках идет самовольная перепланировка квартир. Часто ее выполняют не специализированные организации, а нанятые по объявлению лица в частном порядке. Правильно ли выполняются эти работы, и как они скажутся на несущей способности конструктивных элементов здания, никто не контролирует.

Почему сложилась такая ситуация?

Самовольные переустройство и перепланировка запрещены согласно п. 27 Положению об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утв. постановлением Совмина от 16.05.2013 № 384 (далее – Положение).

Предусмотрены и штрафные санк­ции за невыполнение этого правила. Так, в соответствии с п. 2 ст. 21.16 КоАП самовольные переустройство или перепланировка жилых и нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности кон­структивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – от 50 до 70 БВ.

В ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях перечислено, кто имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 21.16 КоАП.

Вместе с тем в п. 28 Положения предусмотрено, что гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие самовольные переустройство или перепланировку, обязаны получить согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа таких переустройства и (или) перепланировки.

Понятно, что на согласование можно рассчитывать лишь в том случае, если новации не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

При отказе местного исполнительного и распорядительного органа дать такое разрешение в срок, установленный органом местной власти, лицо, осуществившее самовольное переустройство, должно за свой счет привести помещение в прежнее состояние.

Однако практика показывает, что, несмотря на формальный запрет самовольных переустройств и перепланировок, наличие нормы о воз­можности их последующего «узаконивания» (без установления кон­кретного срока) приводит к значительному росту несанкционированных работ, что действительно чревато нежелательными последст­виями.

Так, в условиях отсутствия долж­ного контроля (и самой системы этого контроля) подобные «самоволки», как правило, своевременно не выявляются и соответствующие штрафные санкции не применяются. При проведении работ ухудшаются условия проживания граждан в других квартирах жилого дома (повышенный уровень шума, вибрация и т.д.), что, по существу, нарушает их конституционное право на неприкосновенность жилища.

А в случае «ликвидации» самовольных перепланировок в ходе восстановительных работ по приведению помещения в прежнее состояние повторно создаются помехи и неудобства для соседей.

Напрашивается вывод, что при дальнейшем совершенствовании жилищного законодательства необходимо не только упрощать процедуры получения согласований и разрешений в этой области, но и ужесточать требования и контроль за такими работами с целью их полного исключения.

Думаю, этот вопрос следовало бы рассмотреть депутатам Палаты пред­ставителей в ходе подготовки проекта новой редакции Жилищного кодекса ко второму чтению.

Автор публикации: Виктор СЕРГЕЕВ