Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вера в потребление поддерживает инвестиции

Результаты опроса настроений предприятий малого и среднего бизнеса, проведенного ИПМ, оказались противоречивыми. Они определяются не только текущими достижениями, но и надеждами на будущее, объяснили на медиа-завтраке экономист Глеб ШИМАНОВИЧ и директор Исследовательского центра ИПМ Александр ЧУБРИК.

Напомним, результаты исследования о состоянии сектора малых и средних предприятий, сделанные на основе опроса 409 субъектов, центр опубликовал месяц назад (см. «ЭГ» № 42 от 08.06.2018). Журналистов же собрали, чтобы пояснить, что следует из индикаторов. Главный вопрос, вынесенный на обсуждение: откуда малый бизнес черпает оптимизм, в то время как остальная экономика его утрачивает?

В последние годы показатели малого и среднего бизнеса росли быстрее, чем экономика в целом, напомнил Г. Шиманович. Действительно, по данным Белстата, доля этого сектора в ВВП выросла с 20,6% в 2016 г. до 21,6% в 2017-м (без учета индивидуальных предпринимателей), в промышленном производстве – с 18,5 до 18,9%, а по числу занятых – с 26,3 до 26,7%. Правда, доля МСП в инвестициях сократилась с 33,6 до 28,9%, зато в экспорте выросла с 45,4 до 46,9%, в импорте – с 38,6 до 42,3%, а в розничном товарообороте – с 30,1 до 31%.

САМИ по себе эти показатели еще не дают полного представления о настроениях в деловой среде. Поэтому аналитики ИПМ предлагают бизнесменам дать свою оценку ситуации. Оказалось, за год стало значительно больше пред­приятий МСП, считающих свое экономическое положение хорошим: около 35% опрошенных оценили его на «4» по 5-балльной шкале, еще 54% – на «троечку». При этом превышение положительных ответов над негативными произошло за счет компаний из регионов и средних предприятий. Однако количество позитивных оценок изменения экономического положения в текущем году оказалось лишь ненамного больше, чем негативных.

Улучшение данных оценок, по мнению ИПМ, коррелирует с оживлением внутреннего спроса, ростом зарплат и розничного товарооборота. При этом наибольший рост отмечают предприятия в регионах, а его отсутствие – компании, созданные до 1996 г. Хуже всего оценивают свое экономическое положение строители, лучше всего – сектор услуг.

Главным позитивным явлением по итогам 3 последних кварталов можно считать рост потребления домохозяйств и инвестиций, отметил А. Чубрик. Второй фактор – относительно новый феномен, причем в I квартале т.г. увеличивались все источники финансирования, кроме собственных средств населения (–7,7%) и льготных кредитов (–11,1%). Зато объем коммерческих кредитов вырос на 71,7%, в т.ч. в Брестской области – в 2,7 раза, в Могилевской – в 2,4 раза, в Минской – в 3,3 раза. Правда, в Витебской области отмечено снижение на 9,1%. При этом вклад коммерческих кредитов в прирост инвестиций в основной капитал составил 5,6 п.п., что сопоставимо с долей собственных средств предприятий.

Если с 2016 г. темпы прироста коммерческих кредитов были ниже, чем инвестиций в целом, то теперь ситуация кардинально изменилась. Между тем 1/4 опрошенных ИПМ малых предприятий заявили, что в прошлом году обращались за кредитами и получили их, а лишь 10% было отказано. В этом году соотношение изменилось до 40% на 3%. Высокие ставки, требование залога и прочие причины помешали обратиться за получением кредита 17% против 25% в прошлом году.

ВНЕШНИЕ барьеры на пути развития считают преодолимыми 3/4 респондентов, а непреодолимыми – только 25%. Есть ли основания для такого оптимизма? В последние три квартала зарплата росла быстрее производительности труда, отмечает А. Чубрик. Во II квартале т.г. этот процесс приостановился, но расхождение между этими показателями обеспечивает разница между индекс-дефлятором ВВП – 11% в годовом выражении и 4-процентной инфляцией. Следовательно, пока рост зарплат еще не стал фактором макроэкономической дестабилизации, зато стимулирует потребительский бум. Вопрос лишь в том, как долго продлится рост доходов и потребления, подпитывающий оптимизм бизнеса? По мнению А. Чубрика, если правительство сбалансирует политику доходов, то, вероятно, рост замедлится. Правда, остается фактор экспорта, который за 5 месяцев т.г. увеличился на 21,8%, но тут важно, чтобы прирост обеспечивали все товарные группы.

Большинство предприятий-экспортеров, участвовавших в исследовании, было основано до 2003 г. Компании, созданные позднее, ориентированы, в основном, на внутренний рынок. Неустойчивость роста делает уязвимыми и тех и других: в любой момент весь кредитно-инвестиционный бум, а следом – оптимизм бизнеса могут если не закончиться, то сильно притормозить.

Такой вывод подтверждают и данные мониторинга Нацбанка. Позитивные оценки предприятий достигли пика в начале 2018 г., а затем пошли на спад. Показатель «делового оптимизма» можно считать опережающим индикатором динамики промышленного производства. Так, в промышленности и на транспорте уже наблюдается некоторое замедление роста, предприятия строительства, торговли, услуг ухудшили самооценку экономического положения. Такие настроения во всех секторах всегда были предвестниками всех валютных кризисов, напомнили аналитики ИПМ. Правда, пока в торговле оптимизм сохраняется, но он будет зависеть от устойчивости роста потребления.

ПОМИМО динамики внутреннего спроса, оптимизм бизнеса поддерживает макроэкономическая стабилизация, которой удалось добиться Нацбанку. По мнению ИПМ, нынешний рост экономики обусловлен ее циклическим восстановлением. Мы оттолкнулись от «дна», но только начинаем возвращаться к уровню 2013 г. Но если малый бизнес начинает инвестировать – это важное структурное изменение.

Не менее важен рост доверия. Макроэкономические трудности перестали служить барьером для развития бизнеса, но остались институциональные проблемы: неравенство форм собственности, обременительные административные процедуры, произвольная трактовка законодательства. Корни таких барьеров уходят глубоко, и их устранение требует гораздо больше времени и усилий.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений