Валюты России и Беларуси «штормит»

Похоже, стабильный и прогнозируемый курс иностранных валют остался в прошлом. Как и прогнозировалось ранее, переход российской биржи на внебиржевую схему продажи иностранной валюты и отказ Мосбиржи от прежней схемы курсообразования привели к тому, что иностранные валюты в России начали демонстрировать существенные колебания в течение короткого промежутка времени. Процесс затронул и Беларусь.
Разбираемся: временное явление или новая реальность
За период с 12 по 21 июня 2024 г. курсы российского рубля и белорусской национальной валюты успели потерять в цене, укрепиться до годовых минимумов и за один день растерять свое укрепление. Так, после появления новостей о введении американских санкций курс доллара США пошел вверх относительно как российского, так и белорусского рубля, которые снизились до 88,9 RUB и 3,20 BYN соответственно. Затем буквально за неделю произошло стремительное укрепление обеих валют до 83,3 RUB и 3,15 BYN, а через день – резкий откат соответственно до 90,24 RUB и 3,22 BYN за 1 USD.
При этом если колебания российского рубля составляли 6–7%, то белорусского – 1,5–1,6%. Более низкий диапазон колебаний белорусского рубля может указывать на то, что Нацбанк сглаживает резкие колебания на валютном рынке, поскольку нашему регулятору проще держать руку на пульсе в отличие от российского, ведь в РФ, по сути, начал действовать новый механизм валютных торгов и система расчета курсов иностранных валют.
Отметим, что многие эксперты ожидали высокой турбулентности и предполагали ощутимые колебания курса в связи с подстройкой рынка к новым условиям. Другие аналитики высказывали мнение, что «значимых внутренних предпосылок для турбулентных явлений на валютном рынке не существует».
Однако то, что мы наблюдаем в текущий момент, как раз и есть проявление данной турбулентности, которую пока следует считать временным явлением. Но нельзя исключать, что как раньше уже не будет до тех пор, пока Московская биржа не найдет возможность восстановить рыночные механизмы определения курсов иностранных валют. Не исключено, что уже сейчас следует воспринимать это изменение как новую реальность, которую необходимо принять, и забыть все, что было раньше и что утратило свою актуальность.
Валютные гайки ослабили
Любопытно, что период введения новых санкций и адаптация к новым условиям в России совпал с послаблениями в правилах валютного регулирования и контроля. Так, 21 июня 2024 г. стало известно о решении правительства РФ смягчить требования об обязательной продаже валютной выручки для экспортеров. Ранее крупные экспортные компании были обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 80% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам. Теперь этот порог снижен до 60%. Сообщается, что решение принято с учетом стабилизации курса национальной валюты, а также достижения достаточного уровня валютной ликвидности и будет действовать до 30 апреля 2025 г.
Обращает внимание, что пересмотр нормы продажи валютной выручки для экспортеров произошел чуть больше чем через неделю после расширения западных санкций на финансовый сектор России. Поэтому можно предположить, что принятое решение направлено на ограничение предложения, что позволит ограничить всплески соразмерной активности на рынке. Однако в любом случае сразу они не исчезнут – чтобы альтернативные механизмы устоялись, а участники рынка привыкли к новым правилам, нужно время.
Неопределенность как фактор спроса
Пока же бизнес реагирует на возникшую неопределенность повышенным спросом. Так, на валютных торгах Белорусской валютно-фондовой биржи 21 июня 2024 г. зафиксирован возросший спрос как на доллары США, так и на российские рубли. В частности, объем торгов по российскому рублю составил почти 96 млн USD в эквиваленте. За всю историю торгов рублем РФ на БВФБ было всего 4 торговых сессии с сопоставимыми объемами.
Объем торгов долларом США на названную дату сложился на уровне 46 млн USD, что является локальным максимумом за последние 6 месяцев. Возросший спрос приходится покрывать регулятору, который готов сглаживать резкие однодневные колебания, однако вряд ли будет сдерживать курс. Это приведет к тому, что активно торгуемые иностранные валюты может заметно «носить», но колебания будут все же существенно меньше, чем в России.
***
В целом же ситуация хоть и выглядит пугающей для обывателя, не нужно ассоциировать ее с дальнейшим ослаблением белорусского рубля. Не исключено, что по мере адаптации нового механизма курс стабилизируется и сохранится вблизи текущих значений.
Однако если во время отладки «вылезут» какие-либо непредвиденные проблемы, может оказаться и так, что из настройки валютный рынок выйдет сразу в ослабление. Вовсе не обязательно, что ситуация завершится стабилизацией, если новые механизмы не смогут закрыть потребности участников рынка, ситуация может усугубиться.
Поэтому все, что остается в данной ситуации – держать руку на пульсе и наблюдать за объемами торгов и действиями правительств двух стран.