Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Валютное регулирование и электронные деньги. Новые финансовые технологии на фоне старого законодательства

Александр Кирильчик

Мы продолжаем анализировать сделки с использованием электронных денег с точки зрения действующей в нашей стране нормативно-правовой базы. И помогает нам в этом Александр Кирильчик, заместитель начальника управления договорно-правовой работы юридического департамента ОАО «АСБ Беларусбанк».

– При получении оплаты за товары или услуги, по вашим словам, имеет место заключение смешанного договора особого рода. Если одной из сторон такой сделки выступает белорусский субъект хозяйствования, а второй – нерезидент РБ, то какими нормами белорусского законодательства она будет регулироваться?

Правовое регулирование внеш­неторговой деятельности не препятствует возможности заключения и исполнения таких договоров. Более того, иногда они отождествляются даже в законодательстве с договорами мены.

Например, п. 1 постановления Сов­мина и Нацбанка от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внеш­неторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее – постановление № 548/8) установлено, что при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена, в т.ч., путем обмена на эквивалентные по стоимости:

– товар,

– охраняемую информацию,

– исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы, оказанные услуги,

– оформленные двусторонним внеш­неторговым договором мены в установленные Указом № 178 сроки.

Данный аргумент приводится скорее для указания широкого понимания термина «мена» во внешнеторговой деятельности. Ведь электронные деньги не относятся ни к одному из перечисленных в указанном пункте постановления 548/8 объектов гражданских прав.

В связи с вышеизложенным дан­ная сделка должна быть определена как смешанный меноподобный внеш­неторговый договор.

К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в таком документе, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа самого договора (п. 2 ст. 391 ГК).

– Следует ли в данной ситуации говорить о таких сделках как о внешнеторговых операциях в понимании Указа № 178, в т.ч. в части порядка их завершения, и подлежат ли они регистрации?

– Боюсь, что выводы по этому вопросу будут не столь оптимистичны. Дело в том, что в подп. 1.1 Указа № 178 содержится такое определение внешнеторговой операции, что под него в разрезе нашего вопроса можно подвести каждый этап оказания услуг в рамках одного внеш­неторгового договора (совокупность указанных этапов, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня) в случае, если:

во-первых, результаты этих этапов оформляются актом о приемке-сдаче оказанных услуг либо иным документом (иными документами), предусмотренным законодательством РБ (либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента);

во-вторых, каждый такой этап должен завершаться поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными в подп. 1.7 Указа № 178.

Ни данный подпункт, ни иные подзаконные акты не содержат такого способа завершения внешнеторговой операции, как получение электронных денег.

Таким образом, при буквальной трактовке соответствующих положений законодательства получение экспортером электронных денег, когда данное поступление от нерезидента завершает соответствующий этап оказания услуг, а не пред­шествует ему, не будет считаться надлежащим завершением внеш­неторговой операции.

Подход «по аналогии» также имеет серьезные риски быть признанным необоснованным, поскольку, как было сказано выше, подобный способ завершения внешнеторговой операции (путем оплаты элек­тронными деньгами за оказанную услугу) напрямую не предусмотрен в законодательстве.

А любая незавершенная внешнеторговая операция влечет для экс­портера последствия в виде от­ветственности за нарушение соответствующих сроков, установленной Указом № 178 и подп. 11.37 КоАП РБ.

Однако, согласно условиям рас­сматриваемой ситуации, поступление электронных денег предшест­вует оказанию соответствующих услуг.

И здесь неверно было бы утверждать, что исполнитель оказывает услугу, которая еще должна будет завершиться поступлением денег или иным способом, указанным в законодательстве.

Данная операция не будет дарением со стороны экспортера. Ведь при подобном предположении мы должны отрицать правовой статус и фактическую материальную цен­ность полученных ранее электронных денег, которые признаются нашим законодателем единицами сто­имости, выпущенными в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства, которые могут быть погашены с получением экспортером реальных денежных средств от банка.

Исходя из изложенного, в нашем случае (когда услуги оказываются после поступления предоплаты в виде электронных денег) отсутствует внешнеторговая операция в понимании Указа № 178 и, следовательно, не возникает и необходимости ее завершения.

 

Нужна ли регистрация сделки

Если сделка будет определена как смешанный меноподобный внешнеторговый договор, следует ли в данной ситуации говорить, что это внешнеторговая операция и она подлежит регистрации?

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 EUR в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экс­портера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком РБ (подп. 1.11 Указа № 178).

Мы рассматриваем ситуацию, когда речь идет об оказании экспортером услуг, а электронные деньги не могут рассматриваться как товары. В связи с чем приведенная норма Указа № 178 неприменима, а сделка не подлежит регистрации в банке.

В то же время, если бы экспортер поставлял товары в обмен на элек­тронные деньги, буквальная трактовка соответствующих нормативных положений приводила бы к необходимости регистрации таких сделок в случае, если стоимость таких товаров в эквиваленте превышала бы 3000 EUR – вне зависимости от того, имеется или отсутствует внешнеторговая операция.

Дополнительно стоит отметить, что действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые на территории (а также за пределами территории) РБ резидентами с физическими лицами–нерезидентами по реализации резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ и услуг) для использования, не связанного с предпринимательской деятель­ностью (подп. 1.2.1).

Несмотря на то что в указанной норме речь идет о внешнеторговых операциях, а не о внешнеторговых договорах, на прак­тике данный пункт понимается широко, в связи с чем соответствующие сделки не регистрируются банками, в т.ч. исходя из положений п. 25 Инструкции № 46 (исключены из объекта регистрации внешнеторговые договоры, на которые не распространяется действие Указа № 178).

Также понятно, что нераспространение Указа № 178 на указанные внешнеторговые операции снимает вопрос о необходимости их завершения в сроки и способами, поименованными в законодательстве.

 

Как правильно конвертировать полученные экспортерами электронные деньги

Не позднее второго банковского дня, следующего за днем поступления в банк информации о зачислении элект­ронных денег в электронный кошелек, электронные деньги, полученные юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, далее – ИП) от физических лиц при оплате ими товаров, работ, услуг, совершении иных сделок, подлежат погашению путем обмена на безналичные денежные средства и перечисления на текущие (расчетные) счета юридического лица или ИП.

Для осуществления операции погашения юрлицо или ИП совершает предусмотренные правилами системы расчетов с использованием электронных денег и (или) договором с банком-эмитентом, банком-агентом, банком, погашающим электронные деньги, эмитированные нерезидентом, действия, предусматривающие погашение электронных денег, числящихся в электронном кошельке юрлица  или ИП, и перечисление эквивалентной суммы денежных средств для выплаты данному юридическому лицу или ИП в порядке, установленном Правилами № 201.

Напоминаем нашим читателям, что перечень белорусских банков, принявших на себя обязательства по рас­пространению (погашению) элект­ронных денег, в настоящее время размещен на сайте Национального банка: http://www.nbrb.by/payment/e-money .

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений