$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

В Закон «Об охране труда» планируются изменения

19.10.2018

На сайте Минтруда и соцзащиты опубликован проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда». В настоящее время проект в установленном порядке внесен в Правительство. Рассмотрим основные изменения и дополнения в ключевом законодательном акте об охране труда (ОТ).

В ст. 1 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон) планируется закрепить термин «наряд-допуск на производство работ с повышенной опасностью».

Определение предложено следующее: «задание на подготовку и безопасное производство работ с повышенной опасностью, оформленное на бумажном носителе установленной формы и определяющее наименование работ, место производства работ, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к производству работ, безопасному производству работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственных за безопасное производство работ, иные требования, обеспечивающие безопасное производство работ».

Таким образом, помимо термина законодательно будут закреплены обязательные требования к оформлению наряда-допуска, а также требования, обеспечивающие безопасное производство работ.

В настоящее время требования об обязательном оформлении наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью содержатся в п.п. 18–24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70.

Статью 1 Закона также планируется дополнить термином «система управления охраной труда» и его определением – «совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности».

Такое дополнение весьма актуально. Согласно ст. 226 ТК и ст. 17 Закона наниматель обязан разработать, внедрить и поддерживать функционирование системы управления ОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработать и реализовать мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Предложенное определение термина детализировано. Согласно п. 4 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.04.2005 № 41, система управления ОТ в организации – часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области ОТ и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Распределение полномочий

Ст. 5 Закона будет дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области ОТ – «создание систем управления охраной труда на всех уровнях управления, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере».

В соответствии с планируемым дополнением в ст. 9 Закона республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Совмину, будут осуществлять в т.ч. разработку отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования.

Одновременно из их функций планируется исключить:

– разработку и реализацию отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

– контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).

Детализируются полномочия Минтруда и соцзащиты (дополнения в ч. 2 ст. 9 Закона).

Ведомство будет устанавливать порядок:

– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам ОТ, форму журнала регистрации инструктажа по ОТ, форму личной карточки по ОТ, форму журнала регистрации вводного инструктажа по ОТ, форму удостоверения по ОТ, форму протокола проверки знаний руководителей и членов комиссий организаций по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень долж­ностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по ОТ;

– разработки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по ОТ, в виде инструкций по ОТ для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), форму журнала регистрации инструкций по ОТ, форму журнала учета выдачи инструкций по ОТ;

– обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации средств индивидуальной защиты, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.

Дополнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области ОТ. Согласно ст. 10 Закона местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют разработку территориальных систем управления ОТ и обеспечивают их функционирование.

В соответствии с планируемой редакцией ч. 3 ст. 11 Закона работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором.

Сегодня работающий вправе отказаться от исполнения договора, если работодателем не созданы безопасные условия для выполнения работ при их выполнении на территории работодателя и под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя.

Обязанности работодателя

В соответствии с дополнением в ч. 1 ст. 17 Закона наниматель обязан предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщить об их отсутствии.

Закон дополнится ст. 191 «Осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации должностными лицами нанимателя».

В новой статье приводится определение термина «контроль за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации», перечисляются основные задачи контроля, лица, осуществляющие такой вид контроля в организации.

Предусмотрено, что наниматели обеспечивают ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль, если иное не установлено Законом.

Контроль иной периодичности, но не реже 1 раза в месяц, может осуществляться в соответствии с системой управления ОТ:

– в организациях сферы услуг с численностью работающих не более 200 человек;

– микроорганизациях;

– индивидуальными предпринимателями с учетом специфики их деятельности.

Новую редакцию Закона планируется дополнить ст. 211 – «Кабинет охраны труда (уголки по охране труда)».

Перечисляются цели создания в организации кабинета охраны труда (уголка по ОТ). В частности, кабинет охраны труда создается при численности работников в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более. Наряду с кабинетом охраны труда в структурных подразделениях организации создаются уголки по ОТ.

При численности работающих в организации менее 100 человек функции кабинетов охраны труда могут осуществляться на базе уго­лков по ОТ.

Согласно дополнению, планируемому в ст. 27 Закона, будет закреплена обязанность работодателя разработать на основании типового перечня перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Детализируются обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. В соответствии с дополнениями, планируемыми в ст. 28 Закона, закрепляется обязанность нанимателя не только обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, но и организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

Планируется изменить ст. 32 Закона, устанавливающую порядок рас­следования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подчеркивается, что работодатель обязан расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний в порядке, установленном Совмином, причин аварий и инцидентов на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах.

При отказе работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае или при несогласии потерпевшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая потерпевший вправе обратиться в Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, после чего – в суд.

Согласно дополнению в ст. 33 Закона за обеспечение требований по ОТ при эксплуатации зданий (помещений) отвечает работодатель, если иное не установлено в договорах аренды.

Статья 36 Закона в новой редакции будет регулировать в т.ч. выполнение работ с повышенной опасностью. В статье планируется установить некоторые требования к выполнению работ с повышенной опасностью по наряду-допуску.

Планируется исключить ст. 38 Закона, устанавливающую, в т.ч. осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Автор публикации: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист