Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В системе ЖКХ много достижений, но не меньше и претензий

Фото: cnis.ru

Жилищно-коммунальное хозяйство привлекает большое внимание населения и государства. Официальные данные, относящиеся к этой сфере, свидетельствуют как о положительных тенденциях, так и о недостатках, которые подтверждают проверки со стороны прокуратуры. 

Рекордные показатели

Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства находится на особом контроле у правительства и депутатов, поскольку результаты работы системы ЖКХ напрямую влия­ют на качество жизни и настроения миллионов людей.

«Одними из наиболее острых и актуальных для населения остаются вопросы, связанные с эксплуатацией жилищного фонда, проведением текущего и капитального ремонтов», – констатировал на минувшей неделе вице-премьер Анатолий Сивак, выступая в Палате представителей.

Учитывая социальную важность названных вопросов, в стране ежегодно увеличиваются объемы капитального ремонта и выделяется дополнительное финансирование на решение этой задачи.

Так, в 2023 г. было капитально отремонтировано 3,45 млн кв. м жилья, а по итогам 2024 г. этот показатель планируется увеличить до рекордного уровня – 3,67 млн кв. м.

Объемы капремонта увеличиваются за счет бюджетных средств. На протяжении последних лет наблюдается тенденция, свидетельствующая о том, что доля участия населения в финансировании кап­ремонта сокращается.

Наряду с этим правительство выделяет финансирование на ремонт кровель многоквартирных жилых домов, в результате чего удалось сократить соответствующие претензии граждан.

Еще одно достижение в системе ЖКХ в последние годы – массовая замена лифтов в многоквартирных домах, отработавших сроки эксплуа­тации. Сейчас в жилищном фонде практически нет лифтов, эксплуатируемых сверх установленных сроков, подчеркнул вице-премьер. 

Рекордные показатели достигаются и в части обеспечения всех потребителей качественной питьевой водой. Для решения этой задачи в текущем году введено в эксплуатацию более 80 станций обезжелезивания воды и ожидается, что по итогам 2024 г. показатель по обеспеченности потребителей водоснабжением питьевого качества превысит 99%.

«В рамках обеспечения перевода в 2025 г. Минска на водоснабжение из подземных источников в настоящее время по всем четырем очередям строительства ведутся строительно-монтажные работы», – рассказал вице-премьер.

Очевидны также успехи в части сокращения объемов захоронения твердых коммунальных отходов. За 2017–2023 гг. уровень использования твердых коммунальных отходов увеличился с 17,2% до 35,5% и в 2024 г. ожидается на отметке не ниже 36%.

Недостатки системы ЖКХ устраняет… прокуратура

Наряду с очевидными перечисленными достижениями в организации ЖКХ поступает довольно много обращений граждан, в т.ч. и претензий.

«Статистика свидетельствует, что несмотря на принимаемые меры в жилищно-коммунальном хозяйстве, предстоит большая работа по устранению недостатков», – проинформировал Анатолий Сивак, обращаясь к депутатам.

Так, по единому короткому номеру 115 и посредством интернет-портала 115.бел от населения рес­публики за январь-август 2024 г. поступило 1,8 млн заявок и претензий на качество жилищно-коммунальных услуг, что на 9,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Статистика отдельно о претензиях была представлена в августе на пленарном заседании коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

За 1-е полугодие 2024 г. поступило 756,1 тыс. претензий на качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг, что на 1,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом в Брестской области количество претензий уменьшилось на 2,9%, в Витебской – на 1,7%, в Гродненской – на 2%, в Могилевской – на 2,6%, в Минской – на 7,8%. В то же время в Гомельской области претензий на услуги ЖКХ стало больше на 4,5%, в Минске – на 0,6%.

В текущем году Генеральная прокуратора по всей стране проводила проверки в системе ЖКХ. В августе 2024 г. по итогам проверок телеканал «Беларусь 1» сообщил, что недостатки в работе организаций ЖКХ были выявлены в ходе прокурорских проверок в каждом (!) регионе страны.

В результате в III квартале 2024 г. еженедельно появлялись новости о том, как недостатки в системе работы ЖКХ устраняли… прокурорские работники.

Например, контейнерный сбор мусора для жителей многоквартирных жилых домов в ряде райо­нов Гродненской области удалось организовать только после вмешательства прокуратуры.

В Брестской области районная прокуратура Ивановского района помогла местной жительнице… с ремонтом кровли дома. В Лидском районе, чтобы удалить в парке аварийные деревья, также пришлось вмешиваться сотрудникам прокуратуры.

В Кричевском районе Могилевской области прокуратура выявила факты неоказания либо нарушения периодичности оказания услуги по вывозу бытовых и иных отходов и поэтому инициировала перерасчет стоимости таких услуг.

Недостатки в части оказания услуг ЖКХ, выявленные прокуратурой, можно продолжать перечислять. Учитывая такие факты, логично, что тема ЖКХ находится в центре внимания депутатов, которые видят, что граждане не всегда довольны качеством ЖКУ.

Поэтому на прошлой неделе в Палате представителей депутаты постарались донести мнения граждан до руководства Минжилкомхоза.

Реагируя на вопросы депутатов, министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отметил, что многие пожелания граждан по мере возможности удовлетворяются.

«У нас два года назад были проб­лемы с кровлей жилых домов, и мы ее решили, поскольку было выделено дополнительное финансирование», – рассказал министр.

Что касается роста обращений граждан по вопросам благоустройства придомовых территорий, то это, по словам главы Минжилкомхоза, происходит, поскольку люди видят, что работы по благоустройству дворовых территорий увеличиваются.

«Когда реконструируется дворовая территория соседнего дома, граждане следующего дома хотят получить эту услугу быстро. Но быстро, к сожалению, не получается, поскольку ресурс не безграничен», – подчеркнул министр.

Чтобы в системе жилищно-коммунального хозяйства был ресурс и специалисты, которые могут решать проблемы населения, принято решение о дополнительном стимулировании труда работников данной сферы.

Мы понимаем, что уровень зарплаты специалистов ЖКХ не совсем соответствует требуемому, отметил  Г. Трубило. Поэтому принято решение, согласно которому половина прибыли организаций жилищно-коммунального хозяйства будет направляться на их развитие, а половина – на поощрение работников.

Руководство Минжилкомхоза ожидает, что рост зарплат специалистов ЖКХ продолжится, и это позволит привлекать в систему кад­ры, от работы которых зависит комфортное проживание граждан. 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by