В Беларуси разрабатывается новая демографическая политика
Беларусь, как и многие страны Европы, относится к странам со стареющим населением и низкими темпами его воспроизводства. Однако в нашей стране естественные процессы усугубляются оттоком населения вследствие миграции, из-за чего проблема становится все более и более актуальной. Это понимает и правительство – в Национальной стратегии устойчивого развития 2040 (НСУР 2040) определены направления новой демографической политики, в основе которой будет господдержка, пропаганда семейных ценностей и управление миграционными процессами.
Демографическая безопасность остается под угрозой
Одной из ключевых проблем, сдерживающих экономическое развитие Беларуси, является демографическая проблема, выражающаяся в сокращении экономически активного населения. За последние два года (с октября 2021 г. по октябрь 2023 г.) РБ потеряла 132,1 тыс. человек, т.е. более 3% занятого населения. За последние 10 лет число женщин репродуктивного возраста уменьшилось на 14,5% – с 2494 тыс. в 2012 г. до 2134 тыс. в 2022 г. Остаются низкими темпы естественного воспроизводства населения: в 2019 г. коэффициент рождаемости в Беларуси составил всего 9,4 человека на тысячу населения, или чуть менее полутора рождений на одну женщину. По данному показателю РБ находится на одном из последних мест в мировом рейтинге (176 место из 195 возможных). За последние три года ситуация стала еще сложнее. В 2022 г. число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению с 2019 г. А суммарный коэффициент рождаемости за данный период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного возраста.
Демографическая проблема усугубляется миграционными процессами, прежде всего отъездом из страны квалифицированных кадров. На прошлой неделе в эфире гостелеканала начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун сообщил о том, что в 2021–2022 гг. страну по различным основаниям покинуло более 200 тыс. граждан. Это первая официальная оценка потери населения в результате миграционных процессов за последнее время, пусть даже без учета 2020 и 2023 гг. При этом представитель МВД сообщил, что в Беларуси находится более 160 тыс. постоянно проживающих иностранных граждан, в т.ч. 62 тыс. иностранцев, имеющих вид на жительство, что отчасти компенсирует потерю страны в кадрах. При этом следует учитывать, что около 33 тыс. иностранцев, постоянно проживающих на территории РБ, являются студентами и большинство их после окончания обучения, скорее всего, вернется домой.
Переход к политике народосбережения
Сложная демографическая ситуация создает проблемы для дальнейшего развития страны, что прежде всего выражается в возросших рисках сокращения налоговых поступлений в бюджет при увеличении нагрузки за счет роста социальных расходов и расходов на пенсионное обеспечение. Еще одна проблема, которую порождает ухудшение белорусской демографии, – дефицит квалифицированных кадров, о чем мы подробно писали.
Растущую значимость демографического фактора подчеркивает включение данного аспекта в проект Концепции национальной безопасности. В этом документе в числе основных угроз национальной безопасности указаны депопуляция, демографическое старение, снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни.
Еще больше внимания проблеме низких темпов воспроизводства населения и сокращения трудоспособного населения уделено в НСУР 2040, концепция которой была недавно представлена Минэкономики. По сути, в документе сформированы принципы новой демографической политики Беларуси, которую можно назвать политикой народосбережения. Так, в целях обеспечения устойчивого демографического развития акцент должен быть сделан на сохранение накопленных человеческих ресурсов и преумножение белорусской нации. Новая парадигма демографической политики должна быть нацелена на поступательный рост ожидаемой продолжительности жизни, развитие демографической культуры населения, распространение модели здорового образа жизни, укрепление брачных и семейных отношений, предотвращение и снижение оттока населения из страны.
Господдержка, семейное воспитание и привлечение мигрантов
Для достижения названных целей планируется усилить поддержку семей с детьми, включая дальнейшее совершенствование системы пособий семьям, воспитывающим детей, и развитие программы семейного капитала. Важным вектором деятельности будет разработка и реализация адресных программ социальной поддержки для семей, находящихся на трудных этапах жизни. Ключевым направлением станет приоритетное обеспечение жильем многодетных семей посредством расширения объемов строительства жилья с государственной поддержкой. Не менее важная задача – создание стартовых жилищных условий для молодых семей, в т.ч. путем увеличения объемов строительства арендного жилья и снижения его стоимости.
Важным направлением является создание условий, позволяющих родителям лучше сочетать профессиональные и семейные обязанности, в т.ч. в рамках реализации инициативы «Компании, дружественные родителям». С целью увеличения времени, проводимого родителями с детьми, планируется проработать вопрос о сокращении продолжительности рабочей недели в зависимости от производительности труда. Продолжится работа по реализации комплекса мер по дополнительному обучению, переподготовке и повышению квалификации женщин, имеющих малолетних детей, после возвращения их к трудовой деятельности.
Предлагается принять меры, направленные на стимулирование миграционных процессов, обеспечивающих приток трудоспособного населения из стран ближнего зарубежья, духовно и культурно связанных с нашей страной, белорусов, проживающих за пределами РБ, а также на предотвращение оттока белорусских граждан за пределы страны.
В целях регулирования миграционных потоков в ближайшее пятилетие предусматривается совершенствование законодательства в сфере миграции и гражданства, правилах въезда и выезда из страны. Планируется расширение «миграционного пакета» в части приобретения необходимых профессиональных компетенций, закрепления востребованных специалистов в приоритетные отрасли, содействия трудоустройству членов семьи, создания равных условий в решении жилищных вопросов, иных социальных гарантий для иммигрантов, приехавших в РБ.
Намечено разработать концепцию интегрированной информационной системы идентификации личности «Карта белоруса», предусматривающую диверсификацию стоимости предоставляемых услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ и других сферах в зависимости от статуса пребывания на территории страны.
С учетом новых реалий актуализируются вопросы миграционной безопасности. Одна из ключевых задач – защита национального рынка труда от нелегальной миграции посредством усиления миграционного контроля, обеспечения упорядоченной мобильности людей, предоставления гарантированной защиты лиц, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь.
Ожидается, что принятая программа позволит преодолеть тенденции сокращения демографического потенциала и стабилизировать численность населения Беларуси на уровне не менее 9,2 млн человек, а также повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,47 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста к 2040 г.
***
Меры, которые правительство планирует предпринимать для решения демографической проблемы старения и замедления темпов воспроизводства населения, по сути, являются изложением обновленных тезисов государственной демографической политики. В среднесрочной перспективе ставку планируется сделать на управление миграционными процессами, т.е. возможно изменения в миграционной политике: послабление в части привлечения мигрантов в Беларусь и ужесточение условий для выезда, особенно для квалифицированных специалистов. Скорее всего, все перечисленные тезисы найдут отражение в новой государственной программе демографической безопасности, которая будет разрабатываться в текущем или следующем году.