В Беларуси работают почти 25 тыс. интернет-магазинов
Об особенностях функционирования интернет-торговли в нашей стране рассказала во время онлайн-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик.
Нельзя продавать в интернет-магазине
Представитель МАРТ перечислила виды товаров, которые запрещено продавать в интернет-магазинах.
Не допускается продажа:
- алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
- биологически активных добавок к пище;
- ветеринарных средств;
- лекарственных средств;
- оружия и патронов к нему;
- пиротехнических изделий бытового назначения;
- семян мака;
- табачных изделий,
- жидкостей для электронных систем курения;
- ювелирных и других бытовых изделий,
- сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней.
Продукты с небольшим сроком годности
При розничной торговле по образцам продажа скоропортящейся пищевой продукции и пищевой продукции для питания спортсменов допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором ведется продажа или хранение такой продукции, а также в случаях, когда продавцом является изготовитель такой продукции, независимо от наличия у него торгового объекта.
Обязательная информация об интернет-магазине
По мнению Инны Гаврильчик, при выборе товара необходимо обратить внимание, какие сведения содержатся на главной странице интернет-магазина. Там должно быть наименование продавца, т.е. организации, которая торгует через этот интернет-магазин, ее местонахождение, учетный номер плательщика. Для индивидуального предпринимателя это ФИО, адрес и сведения о государственной регистрации и наименовании органа, который осуществил такую регистрацию. Также на главной странице интернет-магазина обязательно должна быть информация о способах оплаты товаров и их доставке.
Не обязательно на главной странице, но должны быть указаны наименование товара, наименование и местонахождение его изготовителя, наименования и местонахождение поставщика, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара или его техническое обслуживание.
Обязательна информация о стране происхождения товара, о гарантийном сроке (если он установлен), о цене (она должна быть указана в белорусских рублях), является ли товар конфискованным или обращенным в доход государства иным способом, является ли товар бывшим в употреблении или в нем устранялся недостаток, чтобы потребитель понимал, какой товар он может приобрести в этом интернет-магазине. При этом информация о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, обязательно должна находиться рядом с наименованием товара.
На сайте интернет-магазина обязательно должны быть размещены образцы формируемых с использованием кассового оборудования платежных документов, подтверждающие прием продавцом от покупателя наличных денег, например, кассовый чек.
Кроме того, у потребителя есть возможность на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли проверить, зарегистрирован ли определенный интернет-магазин в Торговом реестре.
Количество интернет-магазинов
Количество интернет-магазинов в Беларуси за последние пять лет увеличилось более чем на 10 тыс. (или на 94%). По состоянию на 1 июля в Торговом реестре зарегистрирован 24021 интернет-магазин (прирост к началу 2020 года – 6,5%), из которых 11406 (47,5%) принадлежат юридическим лицам, 12615 (52,5%) – ИП. 63% интернет-магазинов зарегистрированы в Минске.