Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси назревает пенсионная реформа

Фото: dw.com

Действующая в стране система пенсионного обеспечения «себя изжила». Это сказал не кто-нибудь из либеральных экономистов или представителей международных структур, это слова Александра Лукашенко на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Президент пообещал, что в будущем при выплате пенсий не будет уравниловки. Только ли в этом кроется ее системная проблема?

 

Лучшее – друг хорошего

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

 

Внебюджетный бюджет

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

 

Что имеем на сегодня

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

 

Глас народа / Vox populi

Исследовательский центр ИПМ презентовал итоги проведенного недавно опроса общественного мнения, посвященного системе социальной защиты в Беларуси, в т.ч. пенсионному обеспечению.

Оказалось, только около половины опрошенных знают, что пенсии в стране выплачиваются из отчислений сегодняшних работников. Остальные полагают, что это делается за счет прежних накопительных отчислений, по смешанной системе или вовсе затруднились с ответом. Правильный процент отчислений от зарплаты в ФСЗН (35%) указали лишь 13% респондентов, абсолютное большинство не дали никакого ответа.

91% опрошенных считают, что существующая пенсия не способна обеспечить им безбедную старость. О тревоге или страхе в связи с размером будущей пенсии заявил 31%, вообще не думают об этом 54%.

По мнению 72% участников опроса, пенсии в стране низкие, 70% считают это следствием неэффективности государства и общего экономического положения. Демографические факторы не оцениваются как важные.

Среди изменений пенсионной системы, которые могут пойти на пользу, 52% назвали расширение страхового стажа с включением в него периодов службы в армии и ухода за нуждающимися, 35% высказались за пропорциональную привязку пенсии к размеру зарплаты и отчислений в ФСЗН, 31% – за устранение различий между обычными пенсиями и условиями выплат силовикам и военным. 59% участников опроса поддерживают развитие добровольного пенсионного страхования и введение обязательных накопительных пенсий в дополнение к существующим.

42% опрошенных рассказали, что они планируют выработать нужный для выхода на пенсию стаж, 13% считают, что отработать его не успеют. Столько же заявили, что стаж у них уже выбран, а 4,5% уверены, что уже попали в пенсионную ловушку.

Отвечая на вопрос о различиях в размере пенсий, связанных со стажем и размером зарплаты, почти треть опрошенных считают, что «и те, кто работал много, и те, кто работал мало, получают примерно одинаково».

Абсолютное большинство респондентов (62%) считают, что размер пенсии должен зависеть от общего трудового, а не страхового стажа.

71% участников сообщили о том, что при достижении пенсионного возраста планируют жить исключительно на пенсию, 43% хотят продолжать работать, 28% тратить сбережения и доходы от приусадебного участка.

Рассуждая о накоплениях на период пожилого возраста и старости, 57% опрошенных сказали, что им «не хватает на обычные расходы, поэтому откладывать не получается», 18% никогда не задумывались о такой необходимости.

74% заявили, что готовы откладывать на пенсию, если у них будет стабильный и высокий заработок, 30% – если появятся государственные гарантии по таким накоплениям, 27% – если в любой момент можно будет воспользоваться пенсионным вкладом, 25% делали бы это при стабильной банковской системе.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by