Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Банки и расчеты
20.07.2022 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В банковскую систему Беларуси – мощный приток денег извне. Но есть проблема

Фото: vk.com

В июне 2022 г. заметно увеличился объем «требований к нерезидентам» банковской системы Беларуси. Но при этом «чистые иностранные активы» сократились: рост «обязательств перед нерезидентами» в июне – еще более значительный. Что все это такое, и что означает июньская динамика этих показателей?

«Требования к нерезидентам», «обязательства перед нерезидентами» и «чистые иностранные активы» – все это показатели взаимодействия Нацбанка, системы банков второго уровня (в РБ – более 20 банков) и в целом банковской системы с «заграницей» – с внешним финансово-банковским миром.

Данные показатели – одни из наиболее важных для Беларуси, сильно зависящей от внешнего сектора – как в экономическом плане (значение экспорта и импорта), так и в чисто финансовом (потоки иностранной валюты, золотовалютные резервы, внешние долги и т.д.). А в условиях санкций все это имеет особенное значение.

Покажем, какие тенденции сейчас происходят в этом секторе – исходя из открытых данных обзора Нацбанка.

Внешние финансовые активы банковской системы Беларуси

Такие активы банковской системы, как наличная иностранная валюта, депозиты в иностранной валюте в зарубежных банках, кредиты нерезидентам, ценные бумаги нерезидентов, СДР МВФ, прочие финансовые активы в иностранной валюте, а еще и золото – все это внешние финансовые активы, т.н. «требования к нерезидентам». И объем этих активов так же важен, как объем ЗВР (ЗВР – всего лишь часть внешних финансовых активов банковской системы, только с высшими критериями ликвидности и находящийся под контролем НБ РБ).

Прирост внешних финансовых активов означает поступление иностранной валюты (или других «требований к нерезидентам») в банковский сектор (или из-за границы кредитами и/или депозитами, или от внутренней экономики и даже населения).

За июнь объем требований к нерезидентам всей банковской системе увеличился на 437 млн USD. При этом внешних финансовых активов Нацбанка – стало больше на 214 млн USD, а в системе коммерческих банков – прирост на 223 млн USD.

Рост внешних финансовых активов банковской системы фиксируется второй месяц, у НБ РБ – первый прирост после пяти месяцев падения, у банков же второго уровня подъем длится уже пять месяцев после сильного сокращения в январе.

И теперь, по состоянию на конец июня 2022 г., сумма «требований к нерезидентам» в банковской системе Беларуси составляет 11,313 млрд USD (здесь и далее: BYN-рублевые суммы пересчитаны по курсу доллара на конец месяца).

В том числе у Нацбанка – на 7,903 млрд USD (включая ЗВР 7,506 млрд USD), в системе банков второго уровня – на 3,410 млрд USD.

Сегодняшнее значение (11,313 млрд USD) – наибольшее в этом году, и уже не так далеко от докризисной пиковой суммы, зафиксированной в конце 2019 г. (11,659 млрд USD).

Рекордный объем внешних финансовых активов банковской системы был в 2012 г. (13,290 млрд USD).

Уменьшение «требований к нерезидентам» происходит в кризисные периоды (2009, 2015-2016, 2020-2021 гг.). Минимум последних лет (5,382 млрд USD) отмечен в начале 2016 г.

07-06-1.jpg

Но если внешние финансовые активы Нацбанка еще далеки от пиковых докризисных значений (в конце 2019 г. их объем составлял там 9,808 млрд USD), то в системе коммерческих банков они достигли исторически рекордного значения.

07-06-2.jpg

Откуда же пришло столько валютных активов в банки? Ведь внутренних источников – валютных депозитов физических и юридических лиц стало наоборот меньше за кризисное время: «вынос» валютных вкладов ­приводит к падению валютных активов.

Значит, источники внешние. Определяются они объемом и динамикой обязательств банков перед нерезидентами.

Внешние финансовые обязательства банковской системы Беларуси

Банковские долги по кредитам от нерезидентов, депозиты нерезидентов, долговые бумаги банков у нерезидентов и прочие внешние финансовые обязательства – это «обязательства перед нерезидентами», по сути, внешний долг банковской системы.

Коммерческие банки заимствуют деньги из-за рубежа для своей деятельности (в т.ч. для кредитования этими деньгами). «Обязательств перед нерезидентами» из-за этого у них в Беларуси в разы больше, чем у Нацбанка.

Понятно, что при поступлении кредитов или депозитов в банковскую систему из-за границы, когда деньги в страну приходят извне, от нерезидентов, фиксируется рост «обязательств перед нерезидентами» банковской системы.

А при возврате кредитов нерезидентам, вывод ими депозитов и погашение ценных бумаг банков РБ, что были у нерезидентов – снижение внешних финансовых обязательств, сокращение внешнего долга.

В Беларуси сумма «обязательств перед нерезидентами» банковской системы резко выросла с начала 2022 г., достигнув наибольшего за 7 лет значения 8,433 млрд USD в конце июня. Прирост за I полугодие – на 1,358 млрд USD (+19,2%).

В т.ч. внешние финансовые обязательства Нацбанка выросли на 210 млн USD (+14,5%) – до 1,660 млрд USD, а обязательства перед нерезидентами банков 2-го уровня увеличились на 1,148 млрд USD (+20,5%) – до 6,773 млрд USD.

07-06-3.jpg

Как видим, основной прирост внешних обязательств банковской системы Беларуси (давший возможность приросту внешних финансовых активов) произошел большей частью через внешнее заимствование коммерческих банков второго уровня.

И сейчас это заимствование рекордное: прирост суммарных внешних обязательств банков за II квартал 2022 г. составил 1,298 млрд USD, в т.ч. за июнь – 647 млн USD.

Никогда еще белорусскими банками не привлекалось столько денег из-за рубежа (за квартал и за месяц).

Поступление иностранной валюты в страну кредитованием банковской системы (из России, в российских рублях) – еще одна (после положительного внешнеторгового баланса) причина сегодняшней валютно-курсовой стабильности в Беларуси.

В результате этих валютных «вливаний» извне, суммарный объем внешних, перед нерезидентами, обязательств банков Беларуси резко вырос, до рекордного за 7 лет значения – 6,773 млрд USD.

Наибольшая сумма «обязательств перед нерезидентами» белорусских банков вторгого уровня была в 2014 г. – превышала 8 млрд USD. А наименьшая за последние 10 лет – осенью 201 8г. (минимальная – 4,329 млрдUSD в октябре 201 4г.).

sqfko32eq8w0l1uq48kj7m1av7z58if2.jpg

В структуре прироста банковских внешних обязательств превалирует рост кредитов от нерезидентов (на 1,156 млрд USD – за II квартал и на 512 млн USD – только а июнь).

Но выросли также и депозиты нерезидентов в белорусских банках (на 76 млн USD – за июнь) и другие обязательства перед нерезидентами (на 60 млн USD – а июнь).

Очевидно, что эти деньги пришли из РФ, и номинированы в российских рублях.

Доказательство сказанного – резкий рост в июне «других активов в иностранной валюте, не включенных в резервные активы» РБ, ­– до 1,313 млрд USD. Это рекордное значение за 10 лет.

Получается, что резкий рост в июне 2022 г. внешних финансовых активов («требований к нерезидентам», а попросту – иностранной валюты) это результат сильнейшего за последние годы заимствования денег извне (очевидно, из России) через банки, в первую очередь межбанковским кредитованием.

Однако прирост внешних финансовых активов банковской системы в июне оказался меньше прироста ее внешних финансовых обязательств. Результат – сокращение в июне «чистых иностранных активов».

Чистые иностранные активы банковской системы Беларуси

Чистые иностранные активы (ЧИА) банковской системы представляют собой разницу между объемами ее внешних финансовых активов («требований к нерезидентам») и внешних (перед нерезидентами) финансовых обязательств. Это вопрос внешнего банковского баланса: внешних активов больше, чем внешних обязательств, или меньше?

В настоящее время внешний баланс банковской системы Беларуси положительный («требований к нерезидентам» больше «обязательств перед нерезидентами»). ЧИА на конец июня составили +2,800 млрд USD.

Однако с начала года «плюс» стал меньше на 1,598 млрд USD – ухудшение более чем на треть за первые шесть месяцев 2022 г. (было +4,478 млрд USD). И в два раза по сравнению с концом докризисного 2019 г. (предкризисное значение ЧИА – +5,647 млрд USD). А в июне, несмотря на мощный приток денег извне, ЧИА банковской системы стали меньше на 387 млн USD: внешних обязательств стало больше за месяц на 924 млн USD, но активы при этом выросли только на 437 млн USD.

07-06-5.jpg

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by