Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Успейте уведомить Нацбанк!

Фото: Shutterstock

В порядке и правилах проведения внешнеторговых операций в последнее время произошли определенные изменения. Проанализировав сложившуюся практику, Комитет госконтроля дал для читателей «ЭГ» пояснения по новациям основных документов, регламентирующих ВЭД.

Как известно, Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» определены правила осуществления внешнеэкономической деятельности и требования к субъектам ВЭД. Не все внешнеторговые операции являются объектом валютного регулирования и валютного контроля: в сферу действия Указа № 178 попадают лишь те из них, когда резидент первым исполнил свои обязательства перед нерезидентом, а нерезидент должен оплатить полученный по экспорту товар или поставить товар по импорту.

С целью либерализации внешнеторговых отношений и привлечения иностранных инвестиций, улучшения условий работы для субъектов ВЭД валютное законодательство продолжает совершенствоваться. В частности, летом прошлого года в Указ № 178 были внесены изменения Указом от 23.06.2017 № 221, и теперь белорусские предприятия ведут внешнеторговую деятельность в более либеральных условиях.

Среди главных новаций Указа № 221 – увеличение общих сроков завершения внешнеторговых операций, о чем мы уже неоднократно рассказывали (см., например, «ЭГ» № 48 от 30.06.2017 «Новые правила внешней торговли: больше времени и возможностей»). С 28 июня 2017 г. (даты вступления в силу Указа № 221) действует скорректированный порядок осуществления ВЭД, расширен перечень операций, которые не ограничены указанными сроками.

КГК напоминает, что за несоблюдение сроков проведения внешнеторговых операций предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 11.37 КоАП, но при этом с 31.01.2018 г. размеры штрафных санкций снижены с максимальных 2% до 0,5% от их суммы.

Определены ситуации, когда административная ответственность по данному основанию не применяется (при наличии документального подтверждения):

– если товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

– когда произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

– если товар выбыл из владения белорусской стороны из-за неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

– когда возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Как поступить, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством? Комитет госконтроля напоминает, что в такой ситуации импортеры должны заранее получить разрешение Нацбанка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим уведомлением Нацбанка в порядке, установленном регулятором, о ее завершении.

В КГК указывают на часто совершаемые ошибки при осуществлении ВЭД. Так, встречается неправильное определение начала срока завершения внешнеторговой операции. В соответствии с изменениями, внесенными в Указ № 178, резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции при экспорте не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Но они не всегда учитывают, что момент отгрузки, с которым Указ № 178 связывает начало течения срока для завершения внешнеторговой операции, определяется не моментом передачи товара покупателю, а моментом помещения товара под таможенную процедуру Таможенного кодекса (кроме случаев, где совершение таможенных операций не производится в соответствии с законодательством).

Часто субъекты внешнеторговой деятельности подпадают «под магию» заверений партнеров, считают в КГК. Например, до наступления предельного срока завершения внешнеторговой операции по экспорту услуг остается 7 дней. Персонал ведет напряженные переговоры о возврате части неуплаченной суммы, партнер убеждает в выполнении своих обязанностей в срок. И субъект хозяйствования идет на поводу у этих обещаний, ожидая со дня на день поступление платежа за выполненные услуги и не обращается в Нацбанк за продлением срока завершения внешнеторговой операции. А когда денежные средства перечисляются ему позже, несет ответственность.

Во внешнеторговой деятельности случаются и непредвиденные ситуации. Например, партнер отправляет транспортное средство с товарами за 4 дня до наступления предельного срока завершения внешнеторговой операции. Понадеявшись, что товар прибудет в срок, покупатель не принимает меры по обращению в Нацбанк за продлением срока завершения внешнеторговой операции. Но зачастую, пусть и по вине транспортной компании, груз поступает на таможенную территорию спустя пару недель, поскольку его по ошибке отправили другому получателю.

Для недопущения подобных ситуаций КГК обращает внимание на необходимость своевременного обращения в Нацбанк за получением разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by