Услуги по оценке системы контроля качества продукции оказывает резидент РФ
Организация – резидент РФ по договору с белорусской организацией оказывает ей услуги по оценке системы контроля качества производимой продукции с целью возможной ее поставки в РФ в дальнейшем.
Возможно ли рассматривать эти услуги как консультационные или инжиниринговые и следует ли в таком случае белорусской организации при реализации данных услуг российской организацией исчислять и уплачивать в бюджет НДС?
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации услуги не рассматриваются как консультационные и/или инжиниринговые, и обязательства по исчислению и перечислению в бюджет НДС не возникает.
Вопросы взимания НДС при экспорте/импорте работ, услуг в ЕАЭС регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Протокол).
Согласно п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Исходя из абз. 2 подп. 4) п. 29 Протокола, местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена, если налогоплательщиком этого государства – члена приобретаются, в частности, консультационные, инжиниринговые услуги.
Согласно п. 2 Протокола консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;
инжиниринговые услуги – инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроект- ные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний).
Данные определения, по мнению автора, не позволяют отнести услуги по оценке системы контроля качества продукции ни к консультационным, ни к инжиниринговым услугам, равно как ни к другим поименованным в ст. 29 Протокола видам услуг, в отношении которых местом реализации признается территория государства – покупателя услуг (в данном случае – РБ).
Поэтому в отношении указанных в вопросе услуг применимо положение п. 5) ст. 29 Протокола, в соответствии с которым местом реализации будет являться территория государства – продавца услуг (в данном случае – РФ).
Таким образом, у белорусской организации не возникает обязанности по исчислению и перечислению НДС в бюджет РБ.