Упрощенная система налогообложения – круг сужается©
В следующем году в главу 34 Налогового кодекса, регулирующую вопросы применения упрощенной системы налогообложения, вносится ряд существенных изменений. Большинство из них направлено на ограничение сферы применения этого налогового режима.
Критерии применения
В 2016 г. значительно уменьшены размеры выручки, в пределах которой допускается применение УСН индивидуальными предпринимателями. Если в 2015 г. эта сумма составляла 13,7 млрд. Br за календарный год, а для перехода на УСН – 10,3 млрд. за 9 месяцев, как для юридических лиц, так и для ИП, то в 2016 г. эти суммы для юрлиц остались прежними, а для ИП уменьшены до 1,5 млрд. Br и 1,125 млрд. Br соответственно. Впрочем, индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка за первые 9 месяцев уходящего года не превысила 10,3 млрд. Br, сохранят право применять УСН в 2016 г.
При этом индивидуальные предприниматели, уплачивающие в 2015 г. НДС, валовая выручка у которых нарастающим итогом с начала года составила не более 9,4 млрд. Br, вправе с 1 января 2016 г. перейти на применение «упрощенки» без уплаты НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав путем отражения решения о таком переходе в налоговой декларации по УСН за последний отчетный период, предшествующий налоговому периоду, с начала которого принято решение применять «упрощенку» без уплаты НДС. Однако по оборотам по реализации индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг), имущественных прав коммерческим организациям (за исключением акционерных обществ), участниками, собственниками имущества которых являются эти предприниматели, их супруги, родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), сохраняется общий порядок уплаты НДС, если сумма выручки от реализации и внереализационных доходов в виде операций по сдаче в аренду имущества за 3 предшествующих последовательных календарных месяца превысит в совокупности 40 000 EUR по курсу Нацбанка на последнее число последнего из таких месяцев (без учета налогов и сборов, уплачиваемых из выручки).
Общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест для освобождения от налога на недвижимость снижается с 1500 м2, допускавшихся в 2015 г., до 1000 м2.
Без УСН останутся интернетчики…
В 2016 г. лишаются права применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие (предоставляющие) субъектам торговли посредством информационного ресурса в Интернете услуг (прав), связанных с размещением на таком ресурсе информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в указанном реестре интернет-магазин. Также не вправе применять УСН организации и ИП, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин. Не смогут находиться на «упрощенке» с 1.01.2016 г. организации и индивидуальные предприниматели: если дата начала оказания (предоставления) ими указанных услуг (прав) посредством информационного ресурса в Интернете приходится на период до 1.01.2016 г., а дата окончания оказания (предоставления) таких услуг (прав) не наступила в период до 1.01.2016 г. Также нельзя применять УСН, если сведения об интернет-магазине до 1.01.2016 г. не исключены из Торгового реестра.
При этом в новом году смогут применять «упрощенку» организации и ИП:
– оказывавшие (предоставлявшие) в 2015 г. субъектам торговли посредством информационного ресурса в Интернете услуги (права), указанные выше, если дата окончания оказания (предоставления) таких услуг (прав) приходится на период до 1.01.2016 г.;
– осуществлявшие в 2015 г. розничную торговлю через интернет-магазин, при условии, что дата исключения сведений об их интернет-магазине из Торгового реестра приходится на период до 1.01.2016 г.
… и дочки
В новом году лишаются права на применение УСН унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат (в т.ч. в совокупности) РБ и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам). При этом УП республиканских государственно-общественных объединений, не применявшие в 2015 г. УСН, а также УП названных объединений, которые прекратили применять «упрощенку» с 1.07.2015 г. по основаниям, предусмотренным подп. 5.7 п. 5, подп. 6.3 и (или) 6.4 п. 6 ст. 286 НК, при определенных условиях вправе перейти с 1 января 2016 г. на УСН и применять ее в следующем году. Для этого им достаточно представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления о переходе на УСН не позднее 30.01.2016 г.
Налоговая база
В валовую выручку при определении объекта обложения УСН в 2016 г. не будут включаться доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели, их супруги, родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные). Напомним, что даже при применении УСН такие доходы подлежат обложению подоходным налогом. Также в валовой выручке для налога при УСН не будут учитываться суммы возмещаемых ссудодателю при передаче имущества в безвозмездное пользование расходов, связанных с имуществом, переданным в такое пользование, возникающих в связи с приобретением коммунальных услуг и других услуг по содержанию и эксплуатации этого имущества, а также расходов, обязанность возмещения ссудодателю которых предусмотрена Президентом РБ (за исключением сумм расходов, которые относятся к работам (услугам), выполненным (оказанным) ссудодателем.
Кроме того, изменится и подход к определению налоговой базы при выполнении проектных и строительных работ. В текущем году у плательщика налога по УСН – подрядчика по этим работам, выполняемым с участием субподрядчиков, валовая выручка определяется как сумма, полученная (причитающаяся) за выполнение этих работ собственными силами, а также превышение суммы, полученной (причитающейся) за выполнение таких работ, над суммой, уплаченной (причитающейся) субподрядчику за выполнение указанных работ, и суммой, полученной (причитающейся) за их выполнение собственными силами. В 2016 г. она будет определяться как стоимость проектных и строительных работ, в т.ч. выполненных третьими лицами, а также суммы, полученные (причитающиеся) в связи с расходами, связанными с выполнением указанных работ (в т.ч. с расходами, обусловленными проведением государственной экспертизы проектной документации), и не включенные в стоимость таких работ.
Плательщикам, применяющим УСН, придется в общем порядке исчислять и уплачивать налог на прибыль в отношении доходов от продажи банкам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов в сумме положительной разницы между ценами их продажи и приобретения.
Кроме того, с 1.01.2016 г. вводится ставка налога по УСН 16% для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов в виде стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств.
Павел ЦАРЕВ,
управляющий партнер ООО «Бейкер Тилли Бел»
От редакции
Большинство новшеств, касающихся упрощенной системы налогообложения, явно направлено на сужение сферы ее применения. Разумеется, для некоторых индивидуальных предпринимателей и предприятий (в т.ч. уплачивающих налоги в обычном порядке, но пользующихся услугами «упрощенцев») это повлечет увеличение налоговой нагрузки. К тому же для организаций в 2016 г. остаются без изменений критерии валовой выручки для использования УСН и перехода на этот режим налогообложения. Если на 2015 г. эти суммы были увеличены на 14,4–14,6% по сравнению с предыдущим годом, то сейчас никакой индексации не предусмотрено. Таким образом, в сопоставимых ценах критерии валовой выручки для организаций сокращаются примерно на 16% (по индексу-дефлятору ВВП), а в валютном эквиваленте – в 1,5 раза. Для индивидуальных предпринимателей критерии по выручке для УСН снижены сразу в 9 раз.
Получается, что круг лиц, которые смогут применять УСН, существенно сокращается. Особенно пострадают те, кто увеличивал цены пропорционально курсу доллара. Разумеется, налоговая нагрузка у тех, кто не сможет применять УСН, заметно вырастет. Одновременно они потеряют ряд дополнительных преимуществ, в т.ч. возможность не вести бухгалтерский учет в полном объеме.
В обосновании к законопроекту прямо указана причина этих шагов – выявление различных схем минимизации налогов путем использования счетов ИП под видом выполнения этими ИП для организаций различных работ и услуг, включаемых в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Также отмечается, что поскольку такие услуги и работы «не требуют значительных материальных затрат», то практически все зачисленные на расчетный счет ИП деньги обналичиваются, а ИП уплачивает налог при УСН по ставке 5%. Налоговики и законодатели оценили, сколько денег недополучает на этом бюджет.
По данным МНС, на 1.01.2015 г. 82,6% индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (100 529 человек), указали валовую выручку за 2014 г. в размере не более 1 млрд. рублей. В то же время выборочный анализ показал, что при использовании схем минимизации налоговых платежей через счета ИП, например, оказывающих услуги по управлению, проходят суммы, превышающие 1 млрд. Br. Пока принято компромиссное решение – снизить критерий до 1,5 млрд.
Таким образом, массовое использование и шумная популяризация схем минимизации налогов, в т.ч. с помощью ИП-управляющих, вызвало у государства ответную реакцию – существенное ограничение возможности применения УСН. В дополнение к ограничению лимита «упрощенки» для ИП для предприятий вводится критерий экономической оправданности затрат и внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Бизнесу это, скорее всего, обойдется дорого. Очевидно, что МНС внимательно следит за креативами популярных консультантов, используя их для постепенной ликвидации лазеек в законодательстве. Можно не сомневаться, что если теперь начнут тиражироваться советы по «дроблению» услуг ИП, то через год критерий применения УСН сократится еще больше. А доказывать экономическую оправданность замены штатных работников (в т.ч. директоров) ИП будет несколько сложнее, чем ссылаться на допускаемые гражданским и трудовым законодательством возможности. С другой стороны, подобные изменения налогового законодательства грозят существенно ухудшить возможность снижения издержек путем передачи отдельных вспомогательных функций, непрофильных (неосновных) и вспомогательных производств на аутсорсинг.
Впрочем, в некоторых случаях эффект может быть обратным. Так, запрет на применение УСН субъектами, связанными с интернет-торговлей, может заставить их свернуть свою деятельность в Беларуси. По мнению МНС, деятельность интернет-площадок базируется исключительно на размещении информации на сайтах, что не требует существенных материальных затрат, а потому нагрузка в виде 3–5-процентного налога при УСН для них слишком низка. К тому же интернет-магазины в сравнении с традиционной торговлей не несут расходы, связанные с приобретением и содержанием недвижимости, торгового оборудования, инфраструктуры, могут продавать товары без участия продавца, экономя на персонале. Все это в сочетании со способностью интернет-магазинов увеличивать доходы за счет бесперебойной, круглосуточной торговли, широкой рекламы, отсутствия пространственной ограниченности сети Интернет, с возможностью продавать товары независимо от удаленности клиентов обеспечивает интернет-магазинам большой круг покупателей. Поэтому законодатели сочли, что дополнительное конкурентное преимущество за счет применения УСН будет здесь излишним.
По мнению чиновников, упрощенная система налогообложения допускалась как механизм, предназначенный для облегчения условий работы малого бизнеса. По-видимому, власти не предполагали, насколько серьезным инструментом минимизации налогов окажется УСН. Поэтому теперь делаются попытки исправить положение. Но выживет ли такой бизнес, если его административные и налоговые издержки резко возрастут, что, в свою очередь, отразится на ценах и уровне спроса?