Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Укрепление белорусского рубля: — стоит ли ожидать разворота тенденции

Первые 7 месяцев 2021 г. отметились заметным укреплением национальной валюты. С 1 января по 1 августа курс российского рубля к белорусскому снизился на 1,9%, доллара США – на 3%, евро – 6%. Этому содействовал ряд экономических факторов: опережающий рост экспорта, стабилизация спроса на валютном рынке, снижение платежей по госдолгу, замедление оттока банковских вкладов. Однако на безоблачном небе начинают сгущаться тучи – появляются первые признаки того, что иностранная валюта в скором времени может взять реванш.

 

Внешняя торговля растет, но санкции подобрались очень близко

На первый взгляд внешняя торговля демонстрирует рост по всем ключевым показателям. За первые 5 месяцев 2021 г. объем экспорта товаров и услуг составил 18,1 млрд USD (+32,7% относительно января-мая 2020 г.), а импорт вырос до 16,8 млрд USD (+28,7%). В итоге сальдо внешней торговли увеличилось до 1247,9 млн USD против 548,1 млн USD в 2020 г. Таким образом, главный источник валютных поступлений в страну пока сохраняется, но почивать на лаврах восстановительного спроса еще рано.

Опережающие темпы роста внешнеторговых операций связаны в первую очередь с восстановлением объемов переработки российской нефти и увеличением стоимостных и физических объемов поставок калийных удобрений. Как мы писали ранее (статья «Внешняя торговля Беларуси растет, но есть нюансы», «ЭГ» № 33 за 04.05.2021), из 880 млн USD прироста экспорта за январь-февраль 2021 г. на данные направления пришлись 620 млн USD, т.е. более 70%. Как раз на эти секторы белорусской промышленности нацелены санкции, включая меры, принятые США, Канадой и Великобританией 9 августа 2021 г. (см. статью «Новые санкции в годовщину президентских выборов», 10.08.2021).

Таким образом, переработка нефти и поставка минеральных удобрений сегодня являются ахиллесовой пятой экономики – если санкции окажутся действенными, страну ждет резкое сокращение экспорта, которое мы наблюдали в начале 2020 г. на фоне прекращения поставок российской нефти.

Следить за развитием ситуации сейчас довольно сложно, т.к. Белстат перестал публиковать данные по внешней торговле в разрезе сырь­евых товарных групп. Это не первый случай сокрытия показателей. Например, не публикуются также сведения по внешней торговле табачными изделиями, а в период обострений белорусско-российских отношений не публиковались данные по объему поставок «черного золота» из альтернативных источников.

Хорошая новость заключается в том, что влияние санкций имеет отложенный эффект, что дает белорусскому правительству время для смягчения возможных последствий. Поэтому обвального падения внешней торговли ждать не стоит, однако ближе к 2022 г. санкции все же могут оказать серьезное влияние на дальнейший рост белорусской экономики и экспорта.

 

Валюты продают больше, чем покупают, но все может измениться

Статистика валютного рынка за январь-июль 2021 г. показывает, что предложение валюты продолжает превышать спрос. Так, субъекты хозяйствования продали валюты на 15 272 млн USD, а купили на 14 610 млн USD, обеспечив отрицательное сальдо купли-продажи в размере 662 млн USD. Аналогичная ситуация наблюдается в разрезе других категорий клиентов. Банки и прочие НКФО купили валюты на 27 092 млн USD, что на 75 млн меньше, чем продали (27 168 млн USD). Объем валюты, проданной нерезидентами, составил 559,2 млн USD при покупке 247 млн USD, что обеспечило приток валюты в размере 312,2 млн руб. Единственным сегментом, который продолжает выступать чистым покупателем, являются физлица, которые продали 5791 млн USD, а купили 6200 млн USD, т.е. на 411 млн USD больше проданного.

Таким образом, общее превышение предложения над спросом за первые 7 месяцев 2021 г. составило свыше 638 млн USD, что содействовало укреплению белорусского рубля. Если население в целом продолжает демонстрировать повышенный спрос на валюту, то поведение субъектов хозяйствования, которые активно покупали валюту в прошлом году, изменилось, т.к. из-за укрепления рубля приобретение иностранной валюты перестало быть надежным способом защиты свободных денежных средств от обесценивания. Однако, если мы увидим повторение прошлогоднего сценария с ползущей девальвацией, юрлица опять могут изменить поведение и «уйти в защиту», что приведет к резкому сокращению объемов предложения иностранной валюты и, как следствие, очередному ослаблению белорусского рубля.

Повышенный спрос на валюту может спровоцировать и сам Нацбанк, который в ближайшие месяцы рискует столкнуться с ростом платежей по госдолгу. Дело в том, что с апреля по июнь наблюдались довольно низкие платежи по государственным обязательствам – 105, 132 и 240 млн USD соответственно, что стало своеобразной передышкой с точки зрения поддержания необходимого уровня золотовалютных резервов. Однако выплаты по госдолгу за июль довольно резко выросли – до 427 млн USD, или 90% того, что было потрачено за предыдущие 3 месяца. Если и в следующие месяцы платежи будут высокими, Нацбанку придется выбирать – поддерживать сложившийся уровень ЗВР и покупать необходимую валюту на бирже или пойти по пути дальнейшего сокращения резервов. 

 

Население продолжает изымать вклады из банков

Несмотря на то что отток банковских депозитов замедлился по сравнению с прошлым годом, изъятие валютных вкладов населением продолжается. По данным Нацбанка, во II квартале 2021 г. банковские вклады физлиц уменьшились на 1577 млн руб., что составляет 9,5% от их совокупного объема. Основное сокращение пришлось на вклады в иностранной валюте, которые за последние 3 месяца потеряли 428 млн USD.

Отток банковских вкладов вынудил Нацбанк пойти на отмену рекомендаций, ограничивающих предельные ставки по валютным депозитам, из-за чего доходность банковских вкладов устремилась вверх. Как мы отмечали в статье «Рынок ценных бумаг…», «ЭГ» № 60 за 10.08.2021, повышение ставок по депозитам как безрисковым финансовым инструментам грозит пересмотром доходностей по всему спектру финансовых инструментов. Если текущая доходность некоторых банковских вкладов составляет 5,1% (например, в Беларусбанке при заключении договора на 3 года), то долговые ценные бумаги Минфина с доходностью 4,5% и 3,2% годовых могут окончательно утратить инвестиционную привлекательность. Такая ситуация означает для Минфина сокращение или как минимум удорожание внутренних источников заимствования, из-за чего дальнейшее изыскание валютных средств на внутреннем рынке грозит стать чрезвычайно сложным мероприятием.

***

Таким образом, несмотря на произошедшее укрепление белорусского рубля, не стоит думать, что худшие времена для национальной валюты позади. Факторы, которые оказали поддержку рублю в первой половине 2021 г., могут также сработать в обратную сторону. Важнейшими индикаторами начала разворота ситуации выступают данные по внешней торговле, уровень ЗВР, платежи по госдолгу, привлечение средств на внутреннем и внешних рынках. В то же время вряд ли стоит ожидать резкого, одномоментного роста иностранных валют, поскольку все указанные факторы имеют кумулятивный эффект и будут проявляться по мере накопления отрицательных значений.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений