Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Уход от уголовных дел в экономике: предложение деловых кругов

Фото: freepik.com

Министерство финансов Беларуси готовит изменения в налоговое законодательство, которые вступят в силу с 2024 г., и рассматривает предложения делового сообщества. Одна из инициатив бизнес-союзов – провести декриминализацию экономических преступлений, в т.ч. по делам, касающимся налоговых правонарушений.

Три месяца назад вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. И вот Министерство финансов уже готовит законопроект, которым будут внесены изменения в НК в 2024 г. Бизнес-объединения также приступили к подготовке своих предложений по корректировке налогового законодательства.

Отметим, что в марте появился и другой информационный повод для обращения внимания на данную тему. В России принят Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Согласно документу в РФ в связи с налоговыми правонарушениями уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае уплаты в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы соответствующего штрафа.

Необходима ли аналогичная статья в белорусском законодательстве? Какие иные налоговые новации нужны? На эти вопросы «ЭГ» попросила ответить руководителей белорусских бизнес-­союзов.

Виктор Маргелов, директор, сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:

margelov.jpg
         Виктор Маргелов

– Безусловно, в белорусском законодательстве должна быть норма об обязательном освобождении от уголовной ответственности лиц, которые доплатили налоги и соответствующие штрафы. При этом такая норма должна распространяться не только на налоговые правонарушения, но и на любые экономические преступления.

Наиболее известный негативный тренд последних месяцев – десятки уголовных дел за нарушения в сфере ценообразования. Если в таких вопросах фиксируются несоблюдения норм законодательства, должна возникать административная, но точно не уголовная ответственность. Поэтому в части декриминализации законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, Беларуси есть что перенять от России.

Что касается налоговых новаций, которые необходимо внедрять в нашей стране, то стоит двигаться в сторону многообразия налоговых режимов и таким образом поддерживать приоритетные для общества направления предпринимательской деятельности.

Поясню свою мысль. Бизнесы совершенно разные, одни – финансово емкие, а в удельном весе затрат других предприятий велика доля расходов на оплату труда. Государство декларирует поддержку занятости в стране. Соответственно, логично, чтобы в налоговом плане поддерживались прежде всего предприятия с наибольшими расходами на оплату труда.

Для решения подобных задач, а также для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в стране должно быть больше налоговых режимов.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

shvets.jpg
         Александр Швец

– Беларусь и Россия двигаются по пути унификации законодательства, более тесной экономической интеграции. Соответственно, и в налоговой сфере подходы должны максимально сближаться.

Россия в условиях санкций взяла курс на декриминализацию экономических преступлений. В РФ согласно принятому закону уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, когда по налоговым нарушениям уплачены суммы недоимки, а также соответствующего штрафа. Законодательно установленный отказ от уголовного преследования бизнеса – положительный сигнал для российских предпринимателей.

Беларусь, так же как и РФ, оказалась под санкциями, и в нашей стране тоже необходимо стимулировать деловую активность. Один из действенных механизмов – декриминализация экономических преступлений. Поэтому мы полагаем, что налоговые новации, которые приняты в России, должны найти отражение и в белорусском законодательстве. Тем более что декриминализация экономических преступлений предусмотрена Программой деятельности правительства РБ до 2025 г. Если мы не станем двигаться в этом направлении, то может оказаться, что российская юрисдикция станет для наших субъектов хозяйствования более привлекательной, чем белорусская.

Что касается иных налоговых новаций, то, на наш взгляд, сейчас необходимо обратить внимание на имущественные налоги.

В связи с тем, что уровень инфляции в ноябре 2022 г. к декабрю 2013 г. превысил 120%, в 2023 г. проводится обязательная переоценка числящихся в бухучете зданий и сооружений. Как следствие, по нашим расчетам, суммы налога на недвижимость, подлежащие уплате, могут у субъектов хозяйствования вырасти в разы.

Вместе с тем времена сейчас совсем не тучные для бизнеса, чтобы уплачивать настолько высокие налоги. Поэтому мы предлагаем внести изменения в Указ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» и приостановить обязательную переоценку основных средств предприятий. Это позволит не допустить резкого увеличения налоговых платежей для субъектов хозяйствования. Что касается переоценки активов, то судьбу этого механизма можно определить в ходе рассмотрения изменений в налоговое законодательство на 2024 год.

Жанна Тарасевич, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского:

tarasevich.jpg
         Жанна Тарасевич

– Тренд на сближение бе­лорусского и российского законодательства, в т.ч. в налоговой сфере, очевиден. Одновременно с этим мы отмечаем случаи, когда на основании ст. 33 НК, касающейся неуплаты налогов, возбуждаются именно уголовные дела.

С учетом сближения белорусского и российского законодательства, а также в связи с белорусской налоговой практикой вполне уместно предусмотреть четкие механизмы прекращения уголовного преследования бизнеса. Ведь у нас сейчас, даже несмотря на полную уплату недоимок и штрафов, уголовное дело в отношении предпринимателей может быть возбуждено.

Поэтому мы поддерживаем налоговые новации, принятые в России, в части прекращения уголовного преследования бизнеса и полагаем, что они должны найти отражение и в белорусском законодательстве.

Что касается иных налоговых изменений, наверное, стоит подумать о расширении сферы применения нового режима – налога на профессио­нальный доход. Запрос со стороны общества на это присутствует.

Кроме того, мы видим, что потенциал роста реальных доходов населения в текущих условиях весьма ограничен. Поэтому, возможно, стоит поддержать население и предусмотреть норму, касающуюся отмены обложения подоходным налогом суммы, которая соответствует бюджету прожиточного минимума.

Наконец, еще одна тема, достойная внимания, – совокупная фискальная нагрузка. Больших жалоб со стороны предприятий именно на налоговую нагрузку мы не слышим, а вот иные фискальные отчисления, прежде всего в ФСЗН, сдерживают развитие предпринимательской деятельности в стране. Причем риски того, что такие отчисления могут еще вырасти на фоне старения населения, также существуют.

Поэтому, на наш взгляд, уже сейчас нужно искать решение этой проблемы и, может быть, аккуратно, постепенно перераспределять фискальную нагрузку между нанимателем и работником с тем, чтобы эта проблема не тормозила деловую активность в стране.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by