Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №89(2586) от 25.11.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4161
EUR:
2.4939
RUB:
3.9936
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
04.09.2007 37 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

УКАЗ № 302: предприниматель меняет лицо

Ответы на вопросы, связанные с реализацией Указа Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности»

Сегодня мы начинаем публиковать материалы «Прямой линии», проведенной 17 августа в редакции «Экономической газеты». К нам поступило много вопросов, связанных с реализацией Указа Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (далее — Указ № 302, Положение № 302). Одинаковые вопросы объединены, а связанные общей тематикой — сгруппированы в разделы.

На вопросы отвечают партнеры юридической группы «VERDICT.BY» Илья ЛАТЫШЕВ и Валентин ГАЛИЧ.

Можно и нужно

У меня есть постоянное место работы и параллельно я являюсь индивидуальным предпринимателем (далее — ИП). Теперь буду учредителем и директором унитарного предприятия (далее — УП), создаваемого по Указу № 302. Можно ли при этом сохранить прежнее постоянное место работы на одном предприятии и быть директором УП?

Во-первых, отметим, что учредитель УП не обязательно должен быть его директором. Им учредитель (собственник) может назначить другое лицо. Если же учредитель также будет и директором, то нужно иметь в виду, что статья 255 Трудового кодекса (далее — ТК) запрещает руководителю организации выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.

Однако в части 2 ст. 252 ТК положения главы 18, в которую входит упомянутая ст. 255, ограничивающая права директора на работу по совместительству, распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, директор унитарного предприятия может работать по совместительству без ограничений при условии, что он же является и собственником имущества данного предприятия.

Сейчас, имея основное место работы, ИП не уплачивает отчисления в ФСЗН. Изменится ли что-либо при переходе в УП?

Поскольку после создания УП деятельность предпринимателя будет прекращена, уплачивать взносы в ФСЗН ему как предпринимателю больше вообще не понадобится. А за него как директора УП взносы будет уплачивать предприятие в общеустановленном порядке.

Обязательно ли нужно прекращать деятельность ИП, чтобы регистрировать УП? Одинакова ли плата за регистрацию, если ИП уже осуществляет свою деятельность?

Цель Указа № 302 — перевести осуществление хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем в иную организационно-правовую форму (унитарное предприятие). При этом установлены льготные условия этой процедуры.

В Положении, утвержденном Указом № 302, нет прямого требования о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя до регистрации унитарного предприятия. Однако со дня государственной регистрации унитарного предприятия индивидуальный предприниматель не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности (ч. 3 п. 13 Положения).

Кроме того, решение о ликвидации индивидуального предпринимателя принимается регистрирующим органом только после регистрации унитарного предприятия и предоставления индивидуальным предпринимателем документов, предусмотренных п. 14 Положения.

Таким образом, если регистрация унитарного предприятия осуществляется в соответствии с Указом № 302, то после регистрации УП деятельность индивидуального предпринимателя должна быть прекращена.

Согласно п. 1 Положения установленные Указом № 302 правила применяются для регистрации унитарных предприятий физическими лицами, которые были зарегистрированы индивидуальными предпринимателями до 1.01.2007 г. Регистрационный сбор за государственную регистрацию УП в этом случае не взимается (п. 9 Положения).

Если же физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя после указанной даты, то регистрация УП будет производиться на общих основаниях, установленных Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.03.1999 № 11 (далее — Декрет № 11, Положение № 11).

ИП получил свидетельство о государственной регистрации в начале июля 2007 г. Лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности ИП еще не получал. Какие действия следует осуществить ИП в таком случае? Нужно ли получать лицензию, чтобы потом зарегистрировать УП?

Согласно п. 1 Положения № 302 установленные им правила применяются для регистрации унитарных предприятий физическими лицами, которые были зарегистрированы индивидуальными предпринимателями до 1.01.2007 г. Таким образом, льготный порядок регистрации предприятия и предусмотренное п. 12 Положения № 302 право использования лицензий, полученных предпринимателем, на ИП, зарегистрированных после указанной даты, не распространяется.

Если же физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя после указанной даты, то регистрация унитарного предприятия будет производиться на общих основаниях, установленных Положением № 11. А лицензии такому предприятию придется получать в установленном порядке «с нуля».

Можно ли вообще не переводить ИП в УП? Например, у ИП есть торговый объект на рынке и 2 наемных продавца. Могут ли эти люди зарегистрироваться в качестве ИП, а владелец объекта взять их на работу по гражданско-правовому договору?

«Взять на работу» не получится, поскольку соответствующего гражданско-правового договора, который бы опосредовал такие отношения, попросту нет. Но предприниматели могут заключить между собой различные договоры, комиссии. В этом случае собственник товара (комитент) будет передавать его на реализацию, продавец (комиссионер) будет его продавать, а выручку за минусом своего вознаграждения перечислять собственнику.

Но здесь есть свои проблемы. Во-первых, по такой схеме нельзя передавать на реализацию товар, ввезенный без документов из Российской Федерации. Ведь согласно Указу Президента от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) допускается отсутствие таможенного оформления, уплата таможенных пошлин и возможность уплаты НДС в фиксированной сумме только в отношении тех товаров, при розничной торговле которыми (при реализации которых через объекты общественного питания) индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог. Во всех остальных случаях (в т.ч. и при передаче товара на комиссию) импортные товары должны пройти таможенное оформление в установленном законодательством порядке. В противном случае нарушители будут привлечены к административной ответственности.

Во-вторых, каждому продавцу необходимо будет иметь специальное разрешение (лицензию) на розничную торговлю, арендовать торговое место, самостоятельно уплачивать налоги и отчисления в ФСЗН.

Допустим, ИП Петров (продавец) имеет торговый объект и лицензию на розничную торговлю, а товар принадлежит ИП Иванову (собственнику). Может ли ИП Иванов осуществлять розничную торговлю в павильоне, а ИП Петров — заключить с Ивановым договор на предоставление услуг по реализации товара, принадлежащего Иванову, через павильон и по лицензии последнего (Иванова)? В свидетельство о предпринимательстве ИП Петрова включен вид деятельности «предоставление прочих услуг потребителям» — код ОКЭД 74840.

Нет, такой вариант построения договорных отношений будет противоречить законодательству, поскольку реализация товара не является услугой, и повлечет применение административной ответственности. Во-первых, по п.1 ст. 12.9 КоАП занятие торговой посреднической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), кроме случаев, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере полученного дохода. Во-вторых, п. 2 ст. 12.9 КОАП за нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности предусматривает штраф в размере 10% суммы договора.

Можно ли открыть УП и остаться ИП — плательщиком единого налога, платить НДС, ввозить товар без документов, сертифицировать его здесь, а потом передавать в собственность своему УП в качестве спонсорской помощи или же продавать ему по накладной?

Это возможно только в том случае, если регистрировать УП не по льготной процедуре, предусмотренной Указом № 302, а в общеустановленном порядке, предусмотренном Декретом № 11, с уплатой всех регистрационных пошлин и т. п.

Ввозить товар без документов в порядке, установленном Указом № 285, может только ИП — плательщик единого налога для и только для розничной торговли. Для всех остальных целей при ввозе нужны документы и прохождение полной процедуры таможенного оформления с уплатой предусмотренных законодательством таможенных платежей и НДС.

Я занимаюсь ремонтом квартир, работаю один или нанимаю 1-2 человек для разовых работ. Что будет, если не зарегистрирую УП и буду работать как и раньше? Грозят ли за это какие-то санкции?

Перерегистрация индивидуального предпринимателя в УП — это право, а не обязанность первого. Те ИП, которые соответствуют установленным критериям и желают перерегистрироваться в соответствии с льготной процедурой, установленной Указом № 302, вправе это осуществить. Однако частью 2 п. 2 Указа № 285, введенной Указом Президента от 29.12.2006 № 760, установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

Те ИП, кто не подпадает под это ограничение или считает нецелесообразным осуществлять такую регистрацию, имеют полное право оставаться индивидуальными предпринимателями и продолжать свою деятельность.

Но при этом следует учитывать, что после 1.01.2008 г. предприниматели смогут привлекать для работы по найму только близких родственников. Предпринимательская деятельность с нарушением данного условия запрещена ч. 3 п. 2 Указа № 285 и влечет ответственность за занятие запрещенным видом деятельности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП, которая предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

ИП занимается производством, желает зарегистрировать ООО. Можно ли быть одновременно ИП, учредителем и директором ООО?

Да, физическое лицо может оставаться предпринимателем, создать ООО и одновременно стать его директором. Но регистрировать такое предприятие вы будете по общей процедуре, установленной Декретом № 11, без льгот, предусмотренных Указом № 302. А в своей предпринимательской деятельности обязаны соблюдать условия, установленные Указом № 285, о которых говорилось выше.

Может ли предприниматель зарегистрировать не унитарное предприятие, а ООО либо ОДО? Чем отличаются эти две организационно-правовые формы и какая из низ лучше?

Унитарным предприятием согласно ст. 113 Гражданского кодекса признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Хозяйственным обществом в соответствии со ст. 1 Закона от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» признается коммерческая организация, учрежденная двумя или более лицами с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. При этом обществом с ограниченной ответственностью согласно ст. 91 данного Закона признается хозяйственное общество с числом участников не более 50, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. ООО не может иметь одного участника. Общество с дополнительной ответственностью определено в ст. 112 Закона практически так же, но с одной оговоркой — участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде ОДО.

ООО и ОДО по основным критериям, включая порядок налогообложения, схожи. Отличия есть только по уставному фонду, который для ООО составляет не менее 1600 евро, а для ОДО — 400 евро плюс не менее чем на 1200 евро субсидиарная ответственность учредителей. Кроме того, различается возможность привлечения учредителей к ответственности по долгам фирмы при недостаточности ее имущества для удовлетворения требований кредиторов. В ООО это может происходить только в строго определенных случаях, а в ОДО — всегда.

Выбор организационно-правовой формы — вопрос индивидуальный. Его решение завист от специфики конкретного бизнеса, наличия лиц, готовых стать учредителями предприятия, их целей, планов и инвестиционных возможностей.

Я ИП, занимаюсь ремонтом и заправкой картриджей, работаю один, а моя жена ведет бухгалтерию. Обязательно ли мне перерегистрироваться в УП?

В данном случае УП можно и не регистрировать.

ИП оказывал виды деятельности на основе уведомления регистрирующего и налогового органов. Эти виды деятельности в его свидетельстве о государственной регистрации не указаны. Можно ли при переходе в льготном порядке в УП указать эти виды деятельности в уставе УП?

Положение № 302 предусматривает, что ИП должен представить в регистрирующий орган устав с указанием только тех видов деятельности, которые перечислены в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Таким образом, те виды деятельности, которые вы осуществляете на основании уведомления соответствующих органов (как это предусмотрено частью 2 п. 10 Положения № 11), в устав создаваемого вами в порядке, установленном Указом № 302, УП включать нельзя, т.к. они не перечислены в свидетельстве о госрегистрации.

В то же время Положение № 302 не уточняет, на какую дату должны быть перечислены виды деятельности в свидетельстве о госрегистрации ИП. Поэтому до подачи документов на регистрацию УП вы можете внести соответствующие дополнения в свое свидетельство о госрегистрации, чтобы иметь право указать эти виды деятельности в уставе создаваемого вами УП.

Можно ли оформить юридический адрес по месту нахождения торговой точки — павильон на рынке?

Если это помещение имеет административное назначение, то да. Если же это только торговый объект, то зарегистрировать по этому адресу юридическое лицо нельзя.

Подпадает ли под действие Указа № 302 ИП, не являющийся гражданином Республики Беларусь?

Если лицо не является гражданином Беларуси, имеет вид на жительство и зарегистрировано здесь в качестве ИП, то на него также распространяются требования и права, установленные Указом № 302.

Но Указ предусматривает, что в регистрации УП может быть отказано при наличии задолженности ИП, в т.ч. перед ФСЗН. А ИП-негражданин взносы в ФСЗН не платил, поскольку вправе делать это исключительно по своему желанию.

Действительно, статья 7 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» предусматривает, что государственное социальное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь, в т.ч. не являющихся индивидуальными предпринимателями, при условии уплаты страховых взносов.

Таким образом, уплата страховых взносов предпринимателем-негражданином — это его право, а не обязанность. Соответственно, если он эти взносы не платил, нет оснований говорить о наличии у него задолженности перед органами ФСЗН.

Поэтому отказать в регистрации УП по этому основанию ему не должны.

Я занимаюсь розничной торговлей и оказанием бытовых услуг. Могу ли я зарегистрировать УП с видом деятельности «розничная торговля» и остаться ИП, оказывая услуги?

Можете. Но регистрировать УП в таком случае вам придется в общеустановленном порядке, а не по процедуре, предусмотренной Указом № 302.

Платить налоги заложено…

Сейчас для ИП действует порядок, установленный п. 3 Указа № 285: с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2008 г. товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в РФ (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), при розничной торговле которыми (при реализации которых через объекты общественного питания) ИП уплачивают единый налог в соответствии с Указом № 285, не подлежат таможенному оформлению и обложению таможенной пошлиной (сборами) при их ввозе на территорию РБ.

При этом ИП уплачивают НДС в фиксированной сумме по ввезенным на территорию РБ с территории РФ товарам, при розничной торговле которыми согласно Указу № 285 уплачивается единый налог, в случае отсутствия документов на эти товары (договоров, на основании которых товар ввозится с территории РФ на территорию РБ, транспортных документов (товаросопроводительных документов), подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию РБ, счетов-фактур налогоплательщиков РФ).

Придется ли унитарным предприятиям, созданным во исполнение Указа № 302, производить таможенное оформление и платить НДС в полном объеме?

В случае использования льготной процедуры регистрации унитарного предприятия (равно как и регистрации той или иной организации на общих условиях) создается новый субъект хозяйствования, имеющий статус юридического лица. Названные вами нормы Указа № 285 регулируют деятельность только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не касаются. Кроме того, Указ № 302 не предусматривает распространение на созданные предпринимателями УП норм, установленных Указом № 285, и не рассматривает вопросов налогообложения и таможенного оформления для таких предприятий.

Поэтому после перехода из ИП в УП льгот, установленных Указом № 285, больше не будет и все (таможенное оформление, сертификацию, уплату налогов и т. д.) вам придется делать в общем порядке, установленном законодательством. Таким образом, в этом отношении создаваемые УП будут находиться в равных условиях с прочими субъектами хозяйствования.

ИП занимается транспортно-экспедиционной деятельностью, уплачивает 9% подоходный налог и 3% транспортный налог, НДС по нулевой ставке и отчисления в ФСЗН. Если он зарегистрирует УП, какие налоги и отчисления необходимо будет уплачивать?

Унитарное предприятие может уплачивать налоги в общеустановленном порядке: НДС, налог на прибыль, на недвижимость, экологический налог, отчисления единым платежом сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог, местные налоги и сборы, указанные в ст. 8 Закона «О бюджете Республики Беларусь», по ставкам, установленным данным Законом и решениями местных органов власти. Может также применяться упрощенная система налогообложения (10% от оборота или 8% от оборота + НДС), если предприятие соответствует критериям, установленным Указом Президента от 9.03.2007 № 119. В любом случае с зарплаты работников УП уплачивается подоходный налог, а также отчисления в ФСЗН и Белгосстрах. Если собственник УП будет изымать часть чистой прибыли предприятия, то эти суммы подлежат обложению подоходным налогом по ставке 15% как дивиденды.

Проводится ли проверка налоговыми органами при перерегистрации ИП в УП?

Налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя при переходе в УП проводится только в одном случае — в случае подачи заявления о возврате превышения сумм налоговых вычетов по НДС (п. 4 Положения № 302). Если такого заявления предприниматель не подавал, то налоговой проверки не требуется.

Это непосредственно при переходе из ИП в УП? Или можно быть уверенным, что после регистрации предпринимателем УП налоговая проверка его деятельности вообще больше никогда проводиться не будет?

Положение № 302 предусматривает упрощенную процедуру прекращения деятельности индивидуального предпринимателя без проведения проверки его финансово-хозяйственной деятельности в случае создания им УП по процедуре, закрепленной в Положении.

Иные вопросы (в частности, касающиеся проведения налоговой проверки деятельности индивидуального предпринимателя в будущем) Указ № 302 не регулирует.

В любом случае следует помнить, что согласно ст. 7.6 КоАП сроки наложения административного взыскания за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности либо против порядка налогообложения составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения соответствующего административного правонарушения. А документы, связанные с предпринимательской деятельностью, вы должны хранить в течение сроков, установленных постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству РБ от 6.08.2001 № 38 для различных видов документов. Заметим, что согласно данному постановлению исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством, а условием прекращения хранения документов субъектов хозяйствования является проведение налоговой проверки.

При регистрации УП по домашнему адресу в личной квартире я собираюсь снимать офис/склад в другом районе города. Скажите, пожалуйста, куда будут приходить проверяющие?

Министерство по налогам и сборам по этому вопросу разъяснило следующее.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением МНС от 29.12.2003 № 124, выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) либо в помещении инспекции МНС в случаях, определяемых названной Инструкцией.

Такие случаи предусмотрены пунктом 43 Инструкции, согласно которому в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) помещений и (или) условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может осуществляться в помещении по месту нахождения налогового органа. Перед началом проведения выездной проверки проверяющие согласовывают порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

Таким образом, место проведения проверок частных унитарных предприятий, местонахождением которых является жилое помещение, определяется в каждом конкретном случае с учетом вышеуказанных норм Инструкции, и как правило, проверки проводятся в помещении по месту нахождения налогового органа.

Нужно иметь в виду, что целью рейдовых проверок является оперативное выявление нарушений законодательства. Такие проверки проводятся в местах деятельности плательщиков, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов); производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг); хранением и перемещением товарно-материальных ценностей. Поэтому проверяющие могут прийти и в ваш склад и офис.

При банкротстве УП как скажется это на моей квартире? Может, ее конфискуют в счет уплаты долгов, а я и моя семья останемся бомжами?

Не обязательно. Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда от 23.09.1999 «О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 4) при конфискации всего имущества конфискация обращается на все движимое и недвижимое имущество осужденного, находящееся в его собственности, в том числе на ценные бумаги и проценты по ним, а также на его долю в общей собственности, но не может быть обращена на долю других лиц, владеющих имуществом совместно с осужденным на праве общей собственности.

Не подлежит конфискации имущество, необходимое для осужденного, членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, указанное в перечне имущества, не подлежащего конфискации по судебному приговору. Перечень этого имущества установлен Уголовно-исполнительным кодексом и является исчерпывающим. В него включены жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают. Таким образом, квартиру могут конфисковать только в том случае, если она у вас не одна. Кроме того, по общему правилу учредитель не несет ответственность по обязательствам такого юридического лица.

Расчеты

Можно ли, работая в УП, покупать товар за наличный расчет для дальнейшей продажи, как это сейчас разрешено ИП — «единщику»? Если можно, то в пределах каких сумм и какие надо будет при этом оформлять документы?

Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента от 29.06.2000 № 359, предусматривает, что расчеты наличными денежными средствами допускаются:

между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь в размере не более 50 базовых величин (далее — БВ) в месяц. При этом расчеты юридических лиц, их обособленных подразделений наличными денежными средствами осуществляются с разрешения руководителя обслуживающего банка (подп. 5.1);

юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере, превышающем 50 БВ в месяц, за продукцию (товары, работы, услуги), аренду площадей, платежей в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды) и в государственные внебюджетные фонды при внесении этих денежных средств непосредственно в кассы банков с последующим их зачислением на текущие (расчетные) счета получателей в порядке, определенном Национальным банком (подп. 5.3).

Но основным правилом для расчетов между юридическими лицами все равно остается безналичная форма расчетов. Поэтому покупать товар за наличный расчет, как сейчас это делает ИП — плательщик единого налога, УП не вправе.

Осуществление юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями платежей наличными денежными средствами с нарушением требований, предусмотренных в пунктах 5 и 6 Порядка, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 200% от суммы платежей, произведенных с нарушением указанных требований (ст. 12.19 КоАП).

ИП занимается розничной торговлей. Нужно ли получать новую лицензию на розницу при регистрации УП? Как принимать выручку в магазине розничной торговли ИП после подачи документов на регистрацию УП? Ведь в п. 12 Указа № 302 сказано, что ИП со дня госрегистрации УП не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности. Как определить вовремя день регистрации?

До момента государственной регистрации УП предприниматель вправе принимать выручку так же, как и ранее. А вот после даты государственной регистрации УП предприниматель не вправе заключать любые договоры, в т.ч. и розничной купли-продажи. Соответственно и принимать выручку он вообще не вправе.

Датой государственной регистрации будет дата принятия исполкомом решения о государственной регистрации УП. Если вам важно знать его до получения на руки свидетельства, то определить день регистрации можно только одним путем — звонить в исполком и спрашивать, спрашивать, спрашивать…

Что касается лицензии, то если в нее не вносятся изменения и (или) дополнения, не связанные с изменением сведений о лицензиате, то УП может действовать на основании старой лицензии, выданной в свое время предпринимателю, до окончания срока ее действия. Для того чтобы иметь такую возможность, бланк старой лицензии необходимо предоставить в регистрирующий орган, где на нем сделают соответствующую отметку.

Может ли ИП продать по розничным ценам товар предприятию для последующей реализации, а документом на приход будет являться товарный чек? Ведь наличные расчеты между предприятиями допускаются до 50 базовых величин в месяц?

Прежде всего предприятие должно иметь разрешение обслуживающего банка на осуществление наличных расчетов. Однако предложенный вами вариант невозможен по другим причинам. Покупка товара в розницу допускается только для личного, бытового, семейного и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Для использования, связанного с предпринимательской деятельностью, в частности, для последующей продажи, товар должен быть приобретен предприятием по договору поставки с указанием в нем соответствующей цели приобретения согласно Указу Президента от 7.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров». Нарушение этого требования влечет наложение штрафа в размере 10% стоимости товара (ст. 12.7 КоАП).

(Продолжение следует)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by