Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Торговля. Общепит
25.08.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ударим чековой игрой по теневой экономике

В ответ на критику идеи проведения чековых игр со стороны специалистов ОО «МССПиР» Министерство по налогам и сборам откровенно рассказало, зачем нужна эта инициатива. Оказывается, дело не в корыстном стремлении обеспечить одно госпредприятие сверхприбылью. Авторы проекта намерены мобилизовать всех посетителей магазинов и точек бытового обслуживания на борьбу с теневой экономикой: если не из чувства долга, то ради азарта.

Напомним, спор возник в ходе обсуждения проектов указа Президента «О проведении чековых игр» и постановления Совмина «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения чековых игр» (см. «ЭГ» № 55 от 28.07.2017). В них речь идет об играх, в которых «лотерейным билетом» служит оригинал кассового платежного документа, а призовой фонд формируется из платы предприятий за установку и обслуживание систем контроля кассового оборудования (СККО). По мнению МССПиР, речь идет о попытке обложить бизнес дополнительными поборами, а РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП «ИИЦ»), которое обслуживает СККО и будет аккумулировать призовой фонд, окажется сверхприбыльным монополистом.

В ответ на эти упреки МНС напомнило, что создание системы контроля кассового оборудования не финансировалось из бюджета. Между Республикой Беларусь в лице МНС и РУП «ИИЦ» заключен инвестиционный договор о создании и внедрении СККО за счет средств предприятий на основе самоокупаемости. В настоящее время по тарифам, установленным РУП «ИИЦ», информационное обслуживание одной единицы кассового оборудования, подключенного к СККО, составляет 7,5 BYN, в т.ч. абонентская плата – 2 BYN, а собственно информационное обслуживание – 5,5 BYN. В настоящее время доходы РУП «ИИЦ» от оказания этих услуг даже не покрывают затрат, связанных с функционированием и эксплуатацией СККО, признаются в министерстве.

Иными словами, бизнес сам же заплатил за создание еще одной системы государственного контроля за собой, да и то маловато. Теперь собираемым сред­ствам можно найти лучшее применение. Проектом указа предусмотрено формирование призового фонда за счет средств РУП «ИИЦ» в размере не более 20% от поступившей в предшествующем месяце выручки за информационное обслуживание пользователей СККО, включая абонентскую плату (7,5 BYN), которая на сегодня составляет только 1,5 BYN. При этом проектом указа закреплено целевое назначение указанных денежных средств и предусмотрена персональная ответственность за их использование.

Таким образом, по мнению МНС, подозрения насчет суперрентабельности РУП «ИИЦ» необоснованны. К тому же если к СККО подключится достаточно много субъектов хозяйствования, отчисления на формирование призового фонда могут быть уменьшены. Правда, каких размеров для этого должна достичь «критическая масса» подключенных лиц, налоговики пока не уточняют. Зато МНС откровенно назвали главную цель готовящихся мероприятий – это борьба с теневой экономикой.

По данным налоговых органов, объем ненаблюдаемой экономики в валовой добавленной стоимости в 2015 г. в сфере торговли и оказания услуг составлял 19,3% – в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике. При этом в МНС признают, что традиционные формы налогового контроля и ужесточение финансовых санкций во всем мире не всегда позволяют сократить объем теневой экономики. Для этого, как показывает международный опыт, весьма эффективными могут оказаться проекты, где контролерами становятся потребители. В частности, их можно мотивировать, чтобы они требовали у продавцов документы, под­тверждающие факт оплаты приобретенных товаров (работ, услуг). Заметим, такой способ стимулирования уплаты налогов был впервые предложен минфином Тайваня еще в 1951 г. В 2009–2017 гг. такие эксперименты проводились в Армении, Литве, Чехии, Польше, Кыргызстане. Правда, призовой фонд там формировался за счет государственных бюджетов этих стран.

Таким образом, указ о чековых играх призван стимулировать «социальную активность граждан по истребованию платежных документов, формируемых кассовым оборудованием, при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг и формирование общественного мнения о социально-экономической значимости применения кассового оборудования, в т.ч. в целях обеспечения защиты прав потребителей». Это в свою очередь должно способствовать повышению эффективности контроля за наличным денежным оборотом, проз­рачности расчетов при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, укреплению платежной дисциплины субъектов хозяйствования.

При этом не вводится какой-то новый контроль со стороны государства за деятельностью субъектов хозяйствования. Проект указа перекладывает контрольные функции на всех граждан, посещающих магазины и точки бытового обслуживания. До сих пор чек был просто платежным документом, подтверждающим факт оплаты покупки и права потребителя (которыми не так уж часто пользуются). Теперь он может превратиться в шанс на удачу. Это станет для бизнеса куда более суровым испытанием, чем иные камеральные, внеплановые и встречные проверки вместе взятые. По сути всем покупателям предоставляется возможность стать немножко ревизорами и постоянно проводить своего рода неформальные контрольные закупки. И чем азартнее окажутся участники чековых игр, тем более рьяно они будут исполнять роль общественных контролеров, внимательно следя за действиями кассиров.

Авторы проекта указа надеются, что таким путем удастся помочь в наведении порядка в сфере торговли и бытовых услуг, а тем, кто привык работать «мимо кассы», придется возвращаться в правовое поле и конкурировать на равных условиях с законопослушными компаниями. А если гражданам при этом придется платить за свои покупки чуть-чуть больше, то авось они этого в азарте чековой игры и не заметят…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений