Бухгалтерский и налоговый учет товарных операций с маркетплейсами – резидентами РБ
В статье исследуются актуальные вопросы бухгалтерского и налогового учета реализации товаров через маркетплейсы, выполняющие применительно к законодательству РБ функции комиссионеров, оказывающих поставщикам товаров услуги по реализации этих товаров за комиссионное вознаграждение.
При этом в качестве участников товарных операций – как поставщиков товаров, так и маркетплейсов, реализующих эти товары, – рассматриваются юридические лица – резиденты РБ.
В Беларуси в последние годы появились национальные маркетплейсы, учет и налогообложение операций с которыми до настоящего времени вызывает немало вопросов.
Рассмотрим некоторые из наиболее актуальных вопросов, возникающих у юридических лиц – участников товарных операций, являющихся резидентами РБ
Справочно: маркетплейс — это торговая площадка (платформа электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли), предоставляющая информацию о продукте или услуге третьих лиц и содействующая их реализации.
Большинство маркетплейсов, в т.ч. такие лидеры рынка, как Ozon и Wildberries, работают с поставщиками по агентским договорам, предусмотренным, в частности, законодательством РФ. В рамках агентского договора агент, которым выступает маркетплейс, за вознаграждение производит юридически значимые действия за счет продавца (принципала).
Агент рекламирует товары продавца, организует их продажу: хранение на складе, доставку до покупателя, прием денег за товар,...