Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
20.01.2017 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учет отдельных видов затрат

Рассмотрим особенности учета затрат по отдельным хозяйственным операциям в случаях, возникающих на практике.

Затраты представляют собой стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах (п. 2 Инструкции по  бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102) (далее – Инструкция № 102). Затраты на создание долгосрочных активов, на производство и расходы на реализацию являются одним из основных объектов бухгалтерского и управленческого учета коммерческих организаций. От их правильной классификации, оценки и учета напрямую зависят финансовые результаты организации и налоговая база.

В частности, расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде (п. 7 Инструкции № 102).

Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:

– себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

– управленческие расходы;

– расходы на реализацию;

– прочие расходы по текущей деятельности.

Расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 32 Инструкции № 102). При этом расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами. Если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются в бухгалтерском учете путем распределения стоимости актива между соответствующими отчетными периодами (п. 34 Инструкции № 102).

Расходы по регистрации

Дорожно-строительной организацией приобретен самоходный дорожный каток для использования в производственной деятельности. Он оприходован как объект основных средств (шифр 42100) и зарегистрирован в органах инспекции гостехнадзора.

Как правильно отразить в бухгалтерском учете затраты по регистрации катка: в составе текущих расходов или отнести на увеличение его стоимости?

Затраты по регистрации катка подлежат отражению в учете как затраты, формирующие его первоначальную стоимость.

В соответствии с п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), активы, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, до их обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п. отражаются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» (ч. 4 п. 4 Инструкции № 26).

Согласно Правилам государственной регистрации и государственного учета колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, их снятия с государственного учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, утв. постановлением Совета Министров от 30.04.2008 № 630 (далее – Правила), объектом регистрации являются в т.ч. дорожно-строительные машины (абз. 5 п. 8 Правил).

Регистрация самоходных машин осуществляется государственными инспекциями по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (далее – инспекции гостехнадзора) (п. 3 Правил).

В силу п. 4 Правил машины регистрируются за юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории РБ, в инспекциях гостехнадзора по месту их нахождения. При этом следует руководствоваться п. 5.15 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156. За осуществление административной процедуры взимается госпошлина в размере, определенном п. 32 приложения 22 к НК.

Таким образом, плата, взимаемая при регистрации дорожного катка, включается в его первоначальную стоимость как объекта основных средств.

Списание инструментов

Производственной организацией списаны ручные инструменты (молотки, кувалды и др.), пришедшие в негодность. Эти инструменты отражались в бухгалтерском учете как отдельные предметы в составе средств в обороте (производственный инвентарь).

Как правильно отразить в бухгалтерском учете оприходование отходов металлолома от списания (ликвидации) инструмента?

Стоимость металлолома от списания (ликвидации) инструмента исключается из затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности, признаются отходами производства. Юридические лица обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, а также вести их учет (п. 21 ст. 1, подп. 1.1, 1.6 ст. 17 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», далее – Закон № 271-З). Захоронение вторичных материальных ресурсов (т.е. отходов, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в РБ имеются объекты по использованию отходов) запрещается (п. 3 ст. 1, п. 5 ст. 25 Закона № 271-З).

Основные правила учета лома черных и цветных металлов определены Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Мин­прома от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее – Инструкция № 98/12/10).

На основании п. 6 Инструкции № 98/12/10 организации осуществляют бухгалтерский учет лома и отходов черных и цветных металлов в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности.

Лом и отходы черных и цветных металлов представляют собой пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их  производства  (п. 5 Инструкции № 98/12/10).

В соответствии с п. 68 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лома, ветоши и т.п.), приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов.

Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции № 133).

Образующийся лом и отходы черных и цветных металлов подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее – ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам (п. 19 Инструкции № 98/12/10). Использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется только по нарядам организаций ГО «Белвтормет».

Согласно приложению 1 к Указу Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены на лом и отходы черных и цветных металлов регулируются Минпромом.

При оприходовании металлолома следует учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 4 ст. 3 Закона № 57-З). При этом каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, в котором должны указываться в т.ч. содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).

В силу п. 25 Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях системы Министерства промышленности Республики Беларусь, утв. приказом Минпрома от 5.06.2015 № 273, при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) возвратные отходы вычитаются.

Иными словами, стоимость металлолома от списания (ликвидации) инструмента на момент его оприходования в бухгалтерском учете следует определять исходя из действующей в указанном периоде цены черного металла.

Учет наличия и движения отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. ведется на счете 10 «Материалы» субсчет 10-6 «Прочие материалы» (ч. 9 п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, далее – Инструкция № 50).

В соответствии с п. 16 Инструкции № 50, подп. 14.18 п. 14 Методических указаний стоимость металлолома от списания (ликвидации) штампов отражается записью:

Д-т субсч. 10-6 «Прочие материалы» – К-т сч. 20 «Основное производство».

Расходы на ремонт и инвентарь

В ходе текущего ремонта в бытовых помещениях транспортного цеха были установлены: электросушители для рук, дозаторы моющих веществ и другие предметы.

Затраты по ремонту в общей сумме на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ отражаются записью:

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные затраты» – К-т сч. 60 «Расчеты с заказчиками и подрядчиками».

Правильно ли в учете отражены затраты по ремонту бытовых помещений?

Стоимость установленных предметов следовало исключить из затрат на ремонт и отнести их к запасам.

Согласно п. 6 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10), затраты на приобретение мебели, инструмента, инвентаря, предназначенных в качестве первого комплекта для вводимых в действие объектов и предусмотренных проектно-сметной документацией на строительство, относятся к затратам, не увеличивающим стоимость объекта учета.

Затраты, не увеличивающие стоимость объекта, списываются в том периоде, в котором они произведены или переданы, и относятся в дебет счетов 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные затраты» и других счетов (п. 63 Инструкции № 10).

В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации (п. 2 Инструкции № 133).

К запасам относятся, в частности, инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления (п. 3 Инструкции № 133).

Наличие и движение инструментов и инвентаря в бухгалтерском учете отражаются на счете 10 «Материалы» субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» (ч. 12 п. 16 Инструкции № 133). Стоимость электросушителей для рук, дозаторов моющих веществ переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в порядке, определенном учетной политикой организации.

Таким образом, стоимость указанных выше предметов отражается в составе запасов как отдельные предметы в составе средств в обороте и списывается в порядке, установленном учетной политикой организации.

Одновременно обращаем внимание на то, что указанные предметы, если это определено положением по учетной политике, могут быть включены в состав объектов основных средств.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by