Тренды цифрового поведения белорусов: как их использует бизнес

Население увеличивает время использования мобильных приложений и все больше уходит в телефон. Соответственно, потребительская активность концентрируется вокруг аудитории, которая «залипает» в смартфонах. Как на все это реагирует бизнес, рассказываем далее.
По данным Минсвязи и информатизации, 80% абонентов сотовой связи пользуются сетью Интернет.
Инфраструктура для мобильного интернета, позволяющая быстро работать с онлайн-сервисами, развивается. За последние 5 лет в Беларуси в 2,2 раза увеличилось количество базовых станций 4G и уже более 93% территории охвачено соответствующим высокоскоростным интернетом. Благодаря этому у населения расширяются возможности потребления интернета с помощью мобильных устройств.
Международное агентство социальных и маркетинговых исследований МАСМИ провело исследование в больших, средних и малых городах Беларуси, данные которого свидетельствует о растущем интересе населения к использованию программ на мобильных устройствах.
Опрос 500 респондентов показал: более 40% опрошенных установили на свои телефоны свыше 10 мобильных приложений. Две трети из них пользуются сетевым ПО для гаджетов до трех часов день, а треть – 4 и более часов в день.
Около половины респондентов отметили, что частота пользования мобильными приложениям у них не изменилась, почти 40% – увеличили время, проведенное с таким софтом, и только 7% сократили время на работу в приложениях на своих мобильных устройствах.
Чаще всего белорусы запускают такое ПО, чтобы воспользоваться мессенджерами, социальными сетями, финансовыми, транспортными услугами, а также для развлечений и шопинга.
Обычно, как показало исследование, мобильные приложения белорусы устанавливают по рекомендации друзей и семьи либо после получения рекламы в интернете и социальных сетях. Лишь 18% респондентов целенаправленно ищут приложения в маркетплейсах.
Показательно: почти 80% участников опроса положительно относятся к таким программам и считают, что мобильные приложения помогают людям в повседневной жизни, делают ее проще и лучше. В то же время 22% отметили, что гаджеты и приложения часто мешают, отвлекают от действительно важных дел, и поэтому отрицательно относятся к таким программам.
В топ-5 наиболее часто используемых мобильных приложений попали Telegram, Viber, Instagram, Wildberries, TikTok. Для покупок белорусы чаще всего используют мобильные приложения Wildberries, 21vek, Ozon.
Следует отметить, что доля онлайн-покупателей в Минске за последние годы существенно выросла (исследование об опыте онлайн-шопинга проводилось только в столице).
Если в мае 2021 г. о совершении онлайн-покупок сообщили 55% респондентов из Минска, то в октябре 2024 г. – 96%, причем 40% опрошенных минчан делают онлайн-покупки несколько раз в месяц.
Продукты питания, сантехнику, бытовую химию, а также мебель жители столицы покупают преимущественно в объектах офлайн-торговли. В то же время технику и электронику, книги и канцелярские товары, а также товары для автомобилей, туризма и отдыха, дома, интерьера, здоровья и фитнеса минчане предпочитают покупать, используя сервисы онлайн-торговли.
Проведенное исследование показало, что скидки и акции оказывают существенное влияние на потребительское поведение населения.
Так, 19% опрошенных минчан заявили, что скидки и акции постоянно влияют на их выбор, 37% респондентов часто увязывают свои покупки с заманчивыми предложениями, а 31% опрошенных минчан делают покупки в связи со снижением цен.
Опрос населения также показал, что о скидках и акциях онлайн-покупатели узнают преимущественно из рекламы в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах, а также из уведомлений в приложениях.
Как бизнесу использовать тренды цифрового поведения населения? «ЭГ» попросила ответить на этот вопрос и прокомментировать результаты исследования директора МАСМИ Татьяну Лисицкую:

– Тренды цифрового поведения белорусов приводят к тому, что в корпоративном секторе развивается омниканальность, т.е. даже те компании, которые работают в офлайне, развивают онлайн-инструменты взаимодействия с потребителями.
Как следствие, бизнес оптимизирует свои сайты под мобильные устройства, разрабатывает и продвигает собственные приложения, чтобы быть ближе к клиентам. Тем более что онлайн-инструменты дают компаниям широкие возможности для тестирования гипотез и адаптации предложений под потребности клиентов.
При этом субъекты хозяйствования, которые хотят расширять онлайн-аудиторию, рано или поздно приходят к необходимости детального изучения пользовательского опыта (user experience). Данные о нем помогают бизнесу адаптировать свои онлайн-инструменты и коммерческие предложения под потребности существующих и потенциальных клиентов.
Приведу пример. На практике сайт либо мобильное приложение далеко не всегда сразу полностью отвечают потребностям клиентов. Сложный и неудобный интерфейс, недостаточный функционал веб-платформы, отсутствие онлайн-поддержки – вот примеры недостатков, существенно снижающих эффективность коммуникации бренда с потребителями в онлайн.
Устранение такого рода недостатков, а также тестирование гипотез позволяют бизнесу адаптировать онлайн-инструменты, товары, услуги под потребности целевой аудитории и тем самым увеличивать онлайн-продажи.
Поэтому существует интерес корпоративного сектора к UX-исследованиям (аббревиатура от выражения user experience), которые позволяют изучить пользовательский опыт клиентов, понять, через какие каналы они взаимодействуют с брендами, насколько они довольны сервисами и почему уходят к конкурентам.
Реальный кейс. Пользователи мобильного приложения были недовольны тем, что оно не информировало их о процедуре оформления заказа и как бы зависало. Когда этот баг был исправлен, клиент сообщил, что конверсия увеличилась на 15%.
Другое наше исследование показало, что клиенты, получающие персональные рекомендации, покупают чаще, чем те потребители, которые видят обезличенные коммерческие предложения. Этот вывод привел к тому, что компания внедрила уведомление с индивидуальными предложениями для пользователей мобильного приложения и также была довольна коммерческим эффектом этой новации.
Сегодня белорусскому бизнесу особенно интересно изучать поведение тех потребителей, которые пользуются мобильными устройствами. Сейчас гораздо чаще, чем 5 лет назад, онлайн-покупки осуществляются благодаря смартфонам. Компании понимают, что если их не будет в телефоне, если они в этой части будут уступать конкурентам, то и бизнеса может не стать.
Учитывая, что белорусы стали больше времени взаимодействовать с мобильными устройствами, бизнес однозначно учтет этот факт и будет использовать его для повышения эффективности своей коммерческой деятельности.