Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Бюджет
20.03.2018 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №21 (2125) от 20.03.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трехлетний госбюджет Беларуси: — не все планы беспочвенны

Одним из факторов либерализации белорусской экономики явилось принятие постановления Совмина от 26.02.2018 № 152 «Об утверждении среднесрочной финансовой программы республиканского бюджета на 2018–2020 годы» (далее – постановление № 152). Утверждение трехлетних макроэкономических планов Правительства в бюджетной и финансовой сфере позволит нашим организациям и фирмам экономически обоснованно планировать свои среднесрочные планы.

Все показатели постановления № 152 можно условно подразделить на 3 категории: оптимистические, реалистические и бесполезные. Данная классификация основана на авторской экономической оценке того, насколько реально достижимы заявленные показатели в условиях макроэкономической политики, проводимой властями Беларуси, и учитывает значимость этих показателей для планирования и организации работы белорусского бизнеса в среднесрочной перспективе.

Оптимистические показатели

Большинство показателей, отраженных в постановлении № 152, можно, по мнению автора, отнести к оптимистическим показателям. Так, разработчики документа планируют в ближайшие три года обеспечить положительную динамику роста ВВП при одновременном сокращении уровня инфляции, а также снижении ставки рефинансирования.

Согласно прогнозу рост ВВП в 2020 году должен составить 2%, среднегодовая инфляция – 5,6%, а ставка рефинансирования к концу года – 9%. Эти показатели можно рассматривать как целевые ориентиры и пожелание составителей прогноза, но не как реальные показатели для экономики в условиях сохранения неизменной белорусской экономической политики.

Экономическая история последних двух десятилетий в Беларуси показывает, что для современной белорусской экономической модели характерна ус­тойчивая взаимосвязь между инфляцией и ростом ВВП. Увеличение ВВП обеспечивается либо монетарными факторами, либо за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, которая в последнее время является все более редким фактором.

Оба эти фактора напрямую влияют на увеличение размера денежной массы в стране, которая в свою очередь напрямую влияет на рост инфляции. Последнее обусловлено тем, что рост денежной массы в Беларуси сопряжен с ростом доходов населения как основной цели экономической политики государства последних десятилетий, что автоматически ведет к росту спроса на товары, а соответственно и росту цен на них.

Фактически в Беларуси рост ВВП напрямую связан с ростом инфляции, и обратной взаимосвязи замечено не было. Поэтому то, каким образом государство планирует обеспечить одновременный рост ВВП и снижение инфляции без структурных изменений в экономике и без отказа от цели достичь средней зарплаты в 1000 BYN, неизвестно, и, скорее всего экономически не реализуемо.

Экономически нереализуемыми видятся и планы правительства увеличить экспорт до 104% к 2020 году. Непонятно, как при сохранении практически неизменной структуры экономики государство планирует обеспечивать рост экспорта. Столь существенный рост на традиционный белорусский экспорт может быть обусловлен только благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Последнее не является экономически обоснованным прогнозом, а, скорее, надеждой составителей прогноза на то, что к 2020 году все поменяется. Но почему и как это должно измениться – из постановления № 152 и современной белорусской экономической политики непонятно.

Оптимистическими видятся и предложенные в постановлении № 152 параметры республиканского бюджета. Так, с 2018 года по 2020 год планируется рост доходов бюджета на 6% при одновременном росте расходов на 2%. Очевидно, что государство может ограничить расходы бюджета на уровне 1% в год. Но не ясно, каким образом государство планирует добиться 3% ежегодного прироста доходов бюджета при планируемом 1–2% приросте ВВП и стабильном уровне налоговой нагрузки (см. также «ЭГ» № 5 от 19.01.2018 «Бюджет-2018: прогнозы и реальность»).

Очевидно, что авторы постановления № 152 пытаются выдать желаемое за действительное и поэтому заложили излишне оптимистические планы по доходам и расходам бюджета. Оптимизм в части расходов бюджета сомнителен в связи с декларируемым государством ростом доходов населения, что неизбежно происходит в Беларуси перед каждой президентской компанией. Последняя планируется в ближайшее время, а значит, без существенного увеличения расходов бюджета на зарплату работников бюджетной сферы вряд ли обойдется.

В этой связи сомнительным выглядит и прогноз по профициту бюджета в размере 1,6 млрд. BYN, или 7% от доходов бюджета 2020 года. Понятно желание Правительства сформировать значительный бюджетный профицит для возможности расчетов по растущему госдолгу. Но реально ли это в случае экономически не просчитанных доходов и искусственно заниженных расходов, покажет только время.

Реалистические показатели

К реалистическим и важным показателям следует отнести декларируемую Правительством стабильность уров­ня налоговой нагрузки на ближайшие 3 года в размере, не превышающем 26% от ВВП. Очевидно, что экономические власти пытаются стабилизировать налоговое законодательство, внеся минимально возможные изменения в Налоговый кодекс в 2018 году. Последнее придает уверенности и в том, что в течение ближайших 3 лет и уровень налоговой нагрузки в стране будет стабильным.

Вторым реалистическим показателем, на который следует ориентироваться госорганизациям и бизнесу, следует признать заложенную в постановлении № 152 динамику роста курса доллара США. Так, на конец 2018 года прогнозируется курс доллара на уровне 2,08 BYN, на конец 2019 года – 2,20 BYN, на конец 2020 года – 2,31 BYN.

Ежегодная 5% плановая девальвация курса доллара США свидетельствует о том, что власти  продолжат жесткую денежно-кредитную политику, направленную на стабилизацию инфляционных процессов в Беларуси. При этом обесценение курса доллара США будет происходить строго в рамках инфляции, а ставки по кредитам, скорее всего, будут стабильными, что позволит бизнесу прогнозировать и просчитывать свои финансовые возможности по привлечению заемных средств.

Бесполезные показатели

К бесполезным показателям следует отнести те показатели, которые разработчики постановления № 152 включили в нормативный документ, но при этом не посчитали нужным просчитать. К таким показателям, например, относится прогноз по ценам на сырую нефть Юралс. Так, в постановлении № 152 прогнозируется, что уровень цен на нее в течение 3 лет будет неизменным и составит 43 USD за баррель.

Очевидно, что цены на нефть вряд ли будут стабильными в течение 3 лет и, скорее всего, будут колебаться. От этого колебания будет зависеть и курс рос­сийского рубля, что весьма важно для белорусских предприятий, ориентированных на торговлю с Российской Федерацией.

Следует отметить, что в постановлении № 152 представлен прогноз роста курса российского рубля до 2020 года. Цифры прогноза являются странными, т.к. они существенно ниже сложившегося в I квартале 2018 года уровня обменного курса российского рубля.

Экономически непонятно, каким образом и зачем Правительство планирует снижение курса российского рубля в прогнозном периоде при планируемом стабильном уровне цен на нефть. По нашему мнению, прогноз курса российского рубля экономически не обоснован текущим курсом рубля и не увязан с реальными прогнозами цен на нефть, а значит, фактически бесполезен для белорусского бизнеса.

Также к бесполезным показателям следует отнести прогноз по стабильности уровня госдолга на уровне 45% от ВВП на протяжении всего 3-летнего периода. Судя по тенденции последних лет для Беларуси характерен постепенный рост госдолга, который обусловлен сложившейся экономической политикой, основанной на попытке государства контролировать экономику за счет бюджетных расходов (см. также «ЭГ» № 1 от 05.01.2018 «Государственный долг Беларуси: как справиться с проблемами»).

Из предложенных в постановлении № 152 показателей не видны источники финансирования, которые позволят государству сохранить стабильный уровень госдолга. Судя по запланированным показателям, темп роста импорта будет превышать темп роста экспорта, а значит, у государства будет постоянный дефицит сальдо внешней торговли. Следовательно, Беларуси придется по­стоянно занимать денежные средства для стабилизации финансовой системы страны.

Сомнительным также видится и воз­можность достижения существенного роста ВВП, который нивелирует рост госдолга и позволит обеспечить стабильный уровень в 45% госдолга в ВВП. Не верят в это и сами разработчики постановления № 152, запланировавшие среднегодовой темп роста ВВП в размере около 1%.

Несмотря на наличие значительного количества неточностей и недоработок в плановых показателях постановления № 152, нельзя не отметить в целом положительный экономический эф­фект от принятия указанного нор­мативного документа. Фактически данный документ следует рассматривать как декларацию о намерениях Правительства в макроэкономической сфере в среднесрочной перспективе, а так­же одну из попыток улучшить деловой климат в государстве, стабилизировать и сделать предсказуемой экономическую ситуацию в государстве.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by