Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Торжественно, но по-деловому

В эти выходные сотрудники налоговых органов отмечали свой профессиональный праздник. Перед этой датой мы пообщались с одним из руководителей районной инспекции МНС, расспросили о текущей работе, тенденциях и нововведениях.

На вопросы корреспондента отвечает Марина Алексеевна Полежаева, первый заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Ленинскому району г. Минска.

Марина Алексеевна, вы работаете в налоговой инспекции с момента ее создания, с 1990-х. Что принципиально изменилось за это время? Какие нововведения наиболее интересные, яркие, важные?

– Полностью поменялись принципы работы с налогоплательщиками. Сегодня все законодательство на­правлено на предупреждение ошибок и нарушений, как со стороны субъектов хозяйствования, так и физических лиц.

Важнейшей концепцией деятельности налоговых органов теперь являются предупредительный характер работы и ориентация плательщиков на добровольное и добросовест­ное исполнение обязательств перед бюджетом. На первое место сегодня вышел именно камеральный конт­роль, поскольку мы сейчас располагаем информацией из многих баз данных, в т.ч. созданных и пополняемых другими госорганами. Особая роль отводится камеральному конт­ролю налога на добавленную стоимость с помощью автоматизированной системы «Учет счетов-фактур».

В рамках действующего Указа № 376 контрольная работа налоговых органов направлена на разъяснение, информирование и предупреждение, чтобы плательщик самостоятельно исправил допущенные ошибки.

Мы даем налогоплательщикам до проведения, даже до назначения нашей проверки,  возможность  пред­ставить уточненные налоговые дек­ларации (расчеты) либо пояснения по вызывающему у нас вопросы аспекту их деятельности. Камеральная проверка позволяет осуществить такой контроль по месту нахождения налогового органа и без оформления предписания на ее проведение.

При выявлении отклонений, предусматривающих доплату сумм налогов, плательщику направляется уведомление в электронном виде в личный кабинет. Таким образом ему предоставляется возможность объяснить причины установленных отклонений (представить дополнительные сведения или пояснения) либо исправить ошибки (внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию). То есть дается время на устранение нарушений.

Вы сами видите: подходы в работе налоговых органов смещены с фик­сации и наказания на предупреждение выявленных нарушений. И, конечно, людям нравится такое отношение, когда инспекция им подсказывает, а не наказывает. Это в одинаковой степени касается как физических, так и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

– Взаимодействие между ИМНС и налогоплательщиками постепенно переходит в интернет. Как реагируют должностные лица организаций и простые граждане на нововведения?

Сегодня одним из наиважнейших аспектов работы налоговых органов является взаимодействие налоговой инспекции с плательщиками, а имен­но – качество и уровень развития электронных сервисов. В настоящее время продолжается работа по повышению качества обслуживания путем создания комфортных условий для исполнения ими своих налоговых обязательств. А именно, за счет расширения электронных услуг сер­виса «Личный кабинет».

Так, создание новых и усовершенствование уже имеющихся элек­тронных сервисов позволяет свести к минимуму посещение налогового органа.

К таким сервисам относятся: «Налоговый калькулятор», «Сведения о задолженности по налоговым платежам в бюджет», «Создай свой бизнес», «Нормативные и методологические материалы налоговых органов для организаций и индивидуальных предпринимателей». В целях оперативного и доступного донесения до плательщиков важной и необходимой информации налоговыми органами активно используется электронный сервис «Центр информирования плательщиков».

Развитие широкой линейки элект­ронных сервисов вносит в профессиональную деятельность плательщиков все больше пользы и способствует автоматизации самых различных задач в налоговом и бухгалтерском учете. При этом не стоит забывать и о том, какое значительное количество времени высвобождается в данном случае, которое иначе тратилось бы на дорогу, ожидание приема и иные организационные моменты.

Молодым людям самим не хочется ходить каждый раз к нам с налоговыми декларациями (расчетами), следовательно, и новшества они принимают хорошо. С людьми старшего поколения бывает сложнее. Не все работают с компьютером, не у каждого есть адрес электронной почты. Даже чтобы воспользоваться личным кабинетом, надо для начала зайти в интернет, что-то там сделать. Но проблемы, связанные с данными сервисами, есть у достаточно небольшой группы налогоплательщиков.

Какая сейчас динамика численности налогоплательщиков? Их становится больше? Или количество сокращается?

– Число плательщиков растет. Пополнение бюджета республики – это основная задача налоговых органов. Хотелось бы отметить, что сегодня в центре внимания находится прежде всего добросовестный налогоплательщик, независимо от того, крупное это предприятие, ИП, житель района. Наша служба должна создать такие условия, при которых он не встретит на пути реализации своей конституционной обязанности ни единого препятствия.

Какие налоги у вас сейчас выходят на первый план?

– По итогам I полугодия самые большие поступления в нашем районе обеспечиваются за счет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь № 337 появились ли самозанятые граждане, которые могут работать без регистрации в качестве ИП?

– С принятием данного Указа, стимулирующего деловую активность, создание условий для самозанятости граждан путем расширения перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, и максимального вовлечения трудоспособного населения в экономику, количество таких граждан увеличивается, особенно тех, кто работает в сфере услуг. В нашем районе речь уже идет о сотнях людей.

– А где вы берете сотрудников, которые обеспечивают работу с налогоплательщиками? С кадрами в стране сегодня непросто.

– Да, избытка квалифицированных специалистов на рынке труда, в которых нуждаются налоговые органы, сейчас нет. Мы готовим профессионалов в рамках системы МНС. Принимаем студента по распределению и шаг за шагом ведем его по ступеням карьерной лестницы. И уже, например, в отделах информационно-разъяснительной работы трудятся квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт и готовые отвечать на самые сложные вопросы.

В целом, работа налогового инспектора – это очень непростой труд. Огромная ответственность, колоссальный объем знаний, которые надо усвоить, стрессы, иногда сложное общение с налогоплательщиками.

Приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями, и для того, чтобы в них разобраться, необходимо обладать обширными знаниями не только в области налогового законодательства, но и в иных отраслях права. Следует постоянно повышать свой уровень образования и быть в курсе происходящих изменений в законодательстве.

Что касается отрицательных сторон работы, очевидно: никто не желает добровольно расставаться с деньгами, но всем хочется пользоваться социальными благами. По­скольку работа налоговых органов непосредственно связана с общением с разными категориями граждан, периодически возникают спорные ситуации, которые необходимо решать. В каждом конкретном случае надо вникнуть в суть проблемы и принять справедливое решение.

В общем, можно с уверенностью сказать, что от профессионализма и компетентности специалистов налоговой службы напрямую зависят уровень жизни и благополучие граждан, стабильность в обществе.

– Какими качествами, по вашему мнению, обязательно должен обладать налоговый инспектор, чтобы состояться в профессии?

– Он должен быть инициативным, исполнительным, готовым постоянно повышать и совершенствовать свой профессиональный уровень. Также важны в нашем деле такие качества, как честность, ответственность, широкий кругозор.

Существует внутренний регламент общения с налогоплательщиками, ко­торый обязывает государственного служащего при любых обстоятельствах быть вежливым, коррект­ным и сохранять выдержку. И, конечно, очень ценным качеством любого работника, не только налоговых органов, является твор­ческий подход к служебным обязанностям.

Марина Алексеевна, как организовано информирование плательщиков о ситуации и событиях в области налогообложения? Как доносится до людей, чего ожидает от них государство?

– Для целей информирования и, как следствие, своевременного и полного исполнения плательщиком налоговых обязательств используются средства массовой информации, возможности сети Интернет.

Не забываем и традиционные методы: регулярно распространяем памятки и буклеты. На постоянной основе проводятся акции, тематические дни, семинары и иные информационные кампании. В своем желании донести информацию до каждого плательщика инспекция работает в т.ч. для самых маленьких граждан.

Стало традицией давать уроки налоговой грамотности для детей младшего возраста в школах и гимназиях Ленинского района г. Минска. Проводятся мероприятия в данном направлении и для студентов, педагогического состава и бухгалтеров высших учебных заведений Ленинского района г. Минска.

Так, в мае 2019 г. отделом информационно-разъяснительной работы инспекции МНС Республики Беларусь по Ленинскому району г. Минска в рамках мероприятия, посвященного дню семьи, проходившего в Лошицком усадебно-парковом комплексе, проведен конкурс-викторина «Налоговая грамотность»: семьи распределяли свои ожидаемые доходы по различным расходным статьям, отвечали на шутливые вопросы, касающиеся налогов и налогообложения, отгадывали загадки на вышеуказанную тематику, решали задачки по налоговому законодательству.

Участники мероприятия ушли с конкурса-викторины не только с призами, но и получили полезную информацию при решении вопросов, с которыми может встретиться каждый из нас при декларировании доходов в случае продажи жилья, автомобиля, получении налоговых вычетов при улучшении жилищных условий, обучении детей, а также осуществлении деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Марина Алексеевна пожелала работникам налоговой службы крепкого здоровья, профессиональных успехов, неиссякаемой энер­гии, оптимизма, благополучия и радости дома, в семье!

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by