Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Рейтинги
11.10.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТОП-100 АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ:©

Первое полугодие для отечественной экономики запомнится небывалым снижением прибыли предприятий. Не избежали этой неприятной тенденции и открытые акционерные общества. Это не слишком сказалось на котировках акций на нашем фондовом рынке, но, безусловно, принимается во внимание квалифицированными инвесторами, которые скорее наблюдают за развитием ситуации, чем активно участвуют в ней.

потерянная доходность

Первое полугодие для отечественной экономики запомнится небывалым снижением прибыли предприятий. Не избежали этой неприятной тенденции и открытые акционерные общества. Это не слишком сказалось на котировках акций на нашем фондовом рынке, но, безусловно, принимается во внимание квалифицированными инвесторами, которые скорее наблюдают за развитием ситуации, чем активно участвуют в ней.

В текущем году продолжилась еще одна тенденция: уменьшение количества ОАО. Если в 2012 г. их стало на 19 меньше, то за 8 месяцев т.г. на 9 зарегистрированных ОАО пришлось 55 ликвидированных. На 1 июля в республике насчитывалось 2286 ОАО, а на 1 сентября — 2275. Некоторые финансовые показатели 2267 из них опубликованы недавно Департаментом по ценным бумагам Минфина. В нашем традиционном рэнкинге «ТОП-100 акционерных обществ» по итогам I полугодия эти предприятия ранжированы по 5 показателям: уставный фонд, выручка, прибыль до налогообложения, налоги, численность персонала. Сумма их удельных весов с учетом поправочных коэффициентов, определенных компетентными экспертами, дает единый интегральный показатель в баллах.

В рэнкинге (см. таблицу 1 на с. 13) в отраслевом разрезе предприятия химической и нефтехимической промышленности заняли 10 мест, причем они традиционно занимают половину мест в первой десятке. Кроме того, в рэнкинг вошли 28 предприятий пищевой промышленности, 19 — сферы строительства и стройматериалов, 16 — машиностроительных, 8 — сельскохозяйственных, по 3 — металлургических и легкой промышленности, по 2 — транспорта, электронной промышленности и торговли. В рэнкинге число управляющих компаний холдингов выросло до 14 (по итогам 2012 г. их было всего 9). Отчасти это можно считать проявлением пресловутого синергического эффекта или просто результатом процессов поглощения. Впрочем, оценить и то, и другое по достоинству можно было бы лишь по данным консолидированной отчетности самих холдингов.

Большинство изменений позиций в рэнкинге обусловлены финансовыми результатами исследуемых компаний, а также увеличением их уставных фондов. Впрочем, традиционно последнее осуществляется чаще всего не путем дополнительных вложений акционеров, а путем увеличения номинальной стоимости акций за счет перераспределения внутренних источников самих ОАО. Это не увеличивает собственный капитал предприятий, зато создает у части акционеров иллюзию роста стоимости их инвестиций. Часть ОАО так и не смогли преодолеть последствия кризиса 2011 г., тогда как для некоторых он стал дополнительным толчком для улучшения финансовых результатов. Так, по объему выручки десятка лидеров ОАО выглядит следующим образом (таблица 2).

Совершенно иначе выглядит десятка лидеров по конечному финансовому результату — чистой прибыли (таблица 3).

Всего же по итогам I полугодия убыточными оказались 334 ОАО, или 14,7% общего числа (в целом по республике, по данным Белстата, в январе–июне т.г. — 8,8% предприятий, не считая малых и микроорганизаций). При этом убыток от реализации продукции, работ, услуг в январе–июне получили 423 общества, а от инвестиционной и финансовой деятельности — 1245. Заметим, что у 158 ОАО убыток от реализации сопровождался наличием прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности, а у 125 — прибыль от реализации была меньше, чем от инвестиционной и финансовой деятельности.

В I полугодии 1513 ОАО, т.е. более 2/3, не начисляли дивиденды — как по итогам 2012 г., так и промежуточные за текущий год. Напомним, к дивидендам здесь относится и перечисление части прибыли в бюджет обществами с акций, принадлежащих государству, в соответствии с Указом Президента от 28.12.2005 № 637. При этом лишь 3 компании из ТОП-100 вошли в десятку лидеров по сумме дивидендов на акцию (табл. 4). Отметим также, что здесь свои позиции смогли сохранить только 5 ОАО, лидировавших по этому показателю по итогам 2012 г., — «Банковский процессинговый центр», «Минобллифт», «Премьерлизинг», ЭНЭФ и «Брестгазоаппарат». Остальные сократили выплаты, а Беларуськалий по итогам 6 месяцев переплатил в бюджет более 15,5 млрд. Br таких отчислений, утратив возможность считаться одним из главных доноров казны.

При этом у 21 общества дивиденд на одну акцию составлял менее 1 рубля, у 55 — от 1 до 10 Br, у 215 — от 10 до 100 Br, у 283 — от 100 до 1000 Br. В итоге средняя дивидендная доходность (отношение среднего начисленного дивиденда на акцию к ее средней номинальной стоимости) составила всего 0,53%, а по ТОП-100 — 4,93%. Для сравнения: по итогам 2012 г. этот показатель составлял по всем ОАО 6,17%, а по ТОП-100 — 3,9%, а в 2010-м — 5,2% и 1,9% соответственно. Отчасти здесь сказалось увеличение номинальной стоимости акций, но поскольку она не отражает их рыночную стоимость, невозможно оценить, насколько такая индексация компенсирует снижение дивидендной доходности акций как финансовых инструментов. С другой стороны, начисление дивидендов, и особенно части прибыли на принадлежащие государству акции, зачастую производится от рассчитанной по белорусским правилам бухучета прибыли, которой в реальности у предприятий просто не существует. Неудивительно, что изъятие в бюджет 20% такой прибыли в соответствии с Указом № 637 порой оставляет компании без ресурсов, необходимых для проведения той самой модернизации, которой требует правительство.

Тем временем в России обсуждается предложение начислять дивиденды госкомпаний в размере 25% чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности за 2014–2015 гг. и 35% — в 2016-м. При этом Минфин РФ предварительно пытается оценить, как повлияет такая дивидендная политика не только на доходы бюджета, но и на финансовое положение и тарифную политику компаний.

Леонид ФРИДКИН
 
Ознакомиться с таблицами можно в печатной версии "ЭГ".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений