$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

Толочинский картофель для любителей фри

25.07.2018
Толочинский картофель для любителей фри
Фото: Sascha Israel

В Беларуси в следующем году планируется производить картофель фри. К реализации данного проекта приступили в РПДУП «Толочинский консервный завод», сообщил «ЭГ» директор, член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Анатолий Анюховский.

В мире спрос растет

По его словам, емкость внутреннего рынка картофеля фри составляет порядка 5 тыс. т. При этом национальных производителей этого продукта нет, поэтому он импортируется, в основном из Польши.

На глобальном уровне потребление картофеля фри растет. В настоящее время его рынок в мире оценивается приблизительно в 28 млн. т. К 2020 году этот объем, как прогнозирует исследовательская компания Euromonitor International, увеличится до 29,1 млн. т. Эксперты указывают на стремительный рост потребления данного продукта, прежде всего, в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии.

В ЕС его рынок насыщен, однако, производители не разочарованы, так как падения потребления также не наблюдается. Поставщики успешно реализуют свою продукцию ресторанам быстрого обслуживания, организациям общественного питания и пищевой промышленности, розничным торговым сетям.

 Польские компании, например, предлагают сегодня белорусам фри по ценам, многократно превосходящим стоимость сырьевого картофеля, что свидетельствует о доходности этого бизнеса. Его представители уверяют, что потребителю приобретать замороженный картофель выгодно, так как он не только очищен от кожуры, но и в нем содержатся затраты на операции мойки, чистки, нарезки, сортировки, отсева дефектов, бланшировки, обжарки.

Переработчики указывают и на такое преимущество фри как калибровка продукта при производстве, позволяющая технологам заведений общественного питания добиваться качественного вида блюд, просчитать количество планируемых для реализации порций гарнира с каждой упаковки закупленного сырья. Кроме того, финансовые расходы потребителей снижаются на закупку масла, электроэнергии или газового топлива для приготовления.

В целях импортозамещения

Для нашей страны организация собственного производства картофеля фри, по мнению А. Анюховского, оправдана экономически, так как направлена на импортозамещение пищевой продукции, причем, на основе местного сырья. Клубней в Беларуси заготавливают ежегодно существенно больше, чем необходимо внутреннему рынку. Излишки экспортируют, однако, дешевизна сырья, в том числе товарного вида, не приносит отечественным картофелеводам большого удовлетворения от его реализации иностранным потребителям. Другое дело переработанный картофель, позволяющий рассчитывать на дополнительную прибыль за счет добавленной стоимости.

 Идея производить фри в среде руководства «Толочинского консервного завода» возникла не сегодня, но ее реализация откладывалась из-за отсутствия финансирования. Условия же для создания перерабатывающего производства здесь вполне подходящие. Как сообщил директор, предприятие имеет собственные сельхозугодья, в том числе для выращивания картофеля, на которых ежегодно собирают 45-48 тыс. т клубней при их урожайности 500 ц/га и выше. Из них порядка 30 тыс. т завод, как правило, экспортирует в Россию, но выручка за поставленное сырье, естественно, не впечатляет. При этом качество толочинского картофеля высокое, так как завод является дочерним предприятием РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству».

В результате сотрудничества с учеными определены сорта картофеля, наиболее пригодные для производства фри. Это будет высокорентабельный проект, уверен А. Анюховский. Собственного сырья предприятия достаточно не только для замещения импорта фри всеми потребителями республики, но и поставок этого продукта за ее пределы, прежде всего, в РФ.

Излишки – на экспорт

Что касается России, то местные эксперты оценивают емкость ее внутреннего рынка не менее чем в 100 тыс. т фри в год. При этом еще в прошлом году свыше 90% этого объема заполняли поставки импортеров. Менеджеры толочинского завода, исследовавшие российский рынок, обратили внимание лишь на 2 его заметных игроков, являющихся национальными производителями.

В перспективе, правда, ситуация с импортом в РФ картофеля фри может измениться. В апреле текущего года о пуске картофелеперерабатывающего завода в Липецкой области мощностью 100 тыс. т фри в год объявил агрохолдинг «Белая дача». Россияне построили его совместно с одним из ведущих в мире производителей фри – транснациональной компанией Lamb Weston / Meijer. Стоимость проекта – 115 млн. EUR. Собственники обещают, что на полную мощность этот российский завод, чьи производственные линии отвечают самым современным стандартам и технологиям, выйдет к концу 2019 года. Менеджеры «Белой дачи», стремясь опередить потенциальных конкурентов, сегодня заключают долговременные контракты на поставку фри с местными предприятиями McDonald’s, другими организациями фаст-фуда, крупными розничными сетями.

Впрочем, на таком огромном потребительском рынке «Белой даче», по мнению экспертов, вряд ли удастся стать монополистом. Найдется здесь место и фри белорусского производства, разумеется, в случае реализации толочинского проекта.

Поставщиков определяют тендеры

В текущем году он был одобрен руководством страны, Указом Президента от 13.06.2018 № 236 включен в Перечень проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Более того, Указом № 236 на строительство цеха быстрого замораживания на «Толочинском консервном заводе» выделено финансирование из двух источников: остатка средств республиканского централизованного инновационного фонда и остатков средств местных инновационных фондов, образовавшихся на 1.01.2018 г. Общий размер государственных инвестиций в проект – порядка 7,2 млн. BYN.

Впрочем, данного объема господдержки недостаточно. По словам А. Анюховского, затраты на реализацию проекта оцениваются не менее чем в 15 млн. BYN.

Тем не менее, выделенные государством средства позволили руководству завода начать работу по созданию нового производственного подразделения. Оно включает строительство цеха быстрого замораживания и закупку соответствующего оборудования.

Выбор поставщиков как строительных услуг, так и оборудования для производства картофеля фри осуществляется на конкурсной основе. Тендеры по договору з заводом проводит ГП «УКС Толочинского района». В июне проходил выбор генерального подрядчика по возведению цеха, в котором планируется производить импортозамещающую продукцию. По итогам процедуры подрядных торгов победу в них, согласно наименьшей цене предложения, одержал РУП «БЕЛСТРОЙЦЕНТР».

 А вот торги по «закупке, монтажу, пуско-наладке оборудования линии по производству картофеля фри, его шоковой заморозке, упаковке и хранении готовой продукции производительностью не менее 2000 кг/ч», не принесли результата. Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии, процедура признана несостоявшейся, так как ни одна из компаний-участников не выполнила в полной мере требований тендерного законодательства.

В печатном издании статья вышла под названием "Чью картошку на самом деле едят в белорусских кафе?"

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК