Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
17.01.2017 27 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Только для подписчиков бумажной и электронной версии "ЭГ"—«НАЛОГ НА ТУНЕЯДЦЕВ»:— вместо отмены – изменения (расширенный комментарий)

Декретом Президента от 12.01.2016 № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 1) скорректированы ряд норм, касающихся уплаты сбора на финансирование государственных расходов, получившего в обществе прозвище «налога на тунеядцев».

Напомним, что Декрет Президента от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3) установил для определенных категорий лиц обязанность по уплате сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор). В соответствии с п. 1 Декрета № 3 плательщиками сбора признаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в РБ (далее – граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году. При этом определены граждане, освобождаемые от уплаты сбора (п. 3 Декрета № 3), а также признающиеся участвующими в финансировании государственных расходов (п. 5 Декрета № 3).

Декретом № 1 уточнены подходы в определении таких граждан, изменен порядок уплаты этого сбора за 2015 г. Так, с учетом внесенных в абз. 3 подп. 3.1 п. 3 Декрета № 3 изменений от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые в данном периоде достигли общеустановленного пенсионного возраста или являлись лицами старше этого возраста. Отметим, что налоговым периодом сбора признается календарный год (п. 2 Декрета № 3).

Корректировка абз. 3 подп. 3.1 п. 3 Декрета № 3 обу­словлена необходимостью приведения его в соответствие с Указом Президента от 11.04.2016 № 137, которым установлено, что начиная с 1.01.2017 г. общеустановленный пенсионный возраст повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет.

Согласно подп. 3.2 п. 3 Декрета № 3 от уплаты сбора освобождаются граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Декретом № 1 предусмотрено, что:

1) уплатой этих налогов также признается зачет гражданам налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведенный взаимозачет названных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними. Напомним, что в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 37 НК налоговое обязательство (обязанность уплатить определенный налог, сбор (пошлину)) признается исполненным не только в случае уплаты причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), но и в случае вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Кроме того, с учетом п. 7 ст. 46 НК допускается проведение взаимозачета сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, которые обязан заплатить гражданин, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим гражданином;

2) в качестве уплаченного подоходного налога также учитываются суммы налога, на которые он был уменьшен в результате налоговых вычетов, предусмотренных в п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165 и подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.

При этом право на стандартные налоговые вычеты, установленные п. 1 ст. 164 НК, имеют граждане:

– чей доход, подлежащий налогообложению, не превышает 563 BYN в месяц – в размере 93 BYN в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК);

– воспитывающие детей до 18 лет и (или) содержащие иждивенцев – в размере 27 BYN в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца. Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю, родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, данный стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 52 BYN в месяц на каждого такого ребенка и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК);

– перечисленные в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК – в размере 131 BYN в месяц.

Право на социальные налоговые вычеты, установленные п. 1 ст. 165 НК, имеют граждане в размере сумм, уплаченных ими:

– за обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на получение такого образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК);

– страховым организациям РБ (возмещенной плательщиком налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов в сумме, не превышающей 2874 BYN в течение налогового периода (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).

Право на имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, имеют граждане и члены его семьи:

– состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– в сумме фактически произведенных ими расходов на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории РБ одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на эти цели.

Пример 1 (цифры до деноминации). Гражданин с января 2015 г. по май 2015 г. работал в организации, которая для него являлась местом основной работы. После увольнения с этой организации другого места работы у данного гражданина не было. Других источников доходов, облагаемых подоходным налогом, единым налогом с ИП и иных физических лиц, а также налогом при УСН, в течение этого года  гражданин не имел.

Размер начисленной зарплаты у него ежемесячно составлял 6 000 000 Br (всего 30 000 000 = 5 месяцев х 6 000 000). Дети и иждивенцы у гражданина в указанный налоговый период отсутствовали. Данный гражданин, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в январе 2015 г. понес расходы на приобретение квартиры в размере 70 000 000  Br. Организацией ему на сумму полученных от нее доходов (30 000 000  Br) предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК. При этом подлежащий к уплате в бюджет подоходный налог с учетом примененного налогового вычета отсутствовал (сумма вычета превысила подлежащий налогообложению доход). Без применения налогового вычета размер подлежащего к уплате в бюджет подоходного налога составил бы 3 900 000  Br (30 000 000  х 13% / 100%).

Поскольку подп. 3.2 п. 3 Декрета № 3 в качестве уплаченного подоходного налога учитываются также суммы налога, на которые он был уменьшен в результате применения имущественного налогового вычета, предусмотренного в подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, и размер налога в рассматриваемой ситуации превысил 20 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на 1.01.2015 г. (180 000  х 20 = 3 600 000 Br), этот гражданин освобождается от уплаты сбора за 2015 г.

Напомним, что при уплате указанных налогов в размере менее 20 БВ подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов (п. 8 Декрета № 3).

В связи с этим одновременно аналогичные изменения внесены и в п. 8 Декрета № 3, с учетом которых при уплате подоходного налога, единого налога с ИП и иных физических лиц, налога при УСН в размере менее 20 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы налогов, признаваемых уплаченными согласно подп. 3.2 п. 3 Декрета № 3.

Пример 2 (цифры до деноминации). Гражданин с января 2015 г. по апрель 2015 г. работал в организации, которая для него являлась местом основной работы. После увольнения другого места работы у него не было. Иных источников доходов, облагаемых подоходным налогом, единым налогом с ИП и иных физических лиц, а также налогом при УСН, в течение этого года данный гражданин не имел.

Размер начисленной зарплаты гражданина ежемесячно составлял 4 000 000 Br (всего 16 000 000 = 4 месяца х 4 000 000). У  гражданина есть 10-летний сын.

При исчислении подоходного налога с зарплаты этого гражданина организацией ежемесячно применялись стандартные налоговые вычеты, установленные подп. 1.1 и 1.2 п. 1 ст. 164 НК, всего в размере 3 760 000 Br, в т.ч.:

– 2 920 000 Br (730 000  х 4 месяца) по подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК;

– 840 000 Br (210 000  х 4 месяца) по подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК.

Размер исчисленного и уплаченного в бюджет подоходного налога за январь–апрель 2015 г. составил 1 591 200 Br ((4 000 000 – 730 000 – 210 000) х 13% / 100% х 4 месяца).

При этом без применения стандартных налоговых вычетов размер подлежащего к уплате в бюджет подоходного налога составил бы 2 080 000 Br (4 000 000 х 13% / 100% х 4 месяца).

Согласно п. 4 Декрета № 3 размер сбора за налоговый период составляет 20 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, если иное не установлено Декретом № 3.

С учетом того, что в силу подп. 3.2 п. 3 Декрета № 3 в качестве уплаченного подоходного налога учитываются также суммы такого налога, на которые он уменьшен в результате применения стандартных налоговых вычетов, предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК, в рассматриваемой ситуации подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 2 080 000 Br и составит 1 520 000 Br (3 600 000 – 2 080 000).

Кроме того, согласно внесенным в Декрет № 3 дополнениям местные Советы или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. В этих целях Декрет № 3 дополнен п. 151 соответствующего содержания. Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. Предоставление местным Советам или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам такого права будет дополнительным к предусмотренному п. 4 ст. 43 НК основанием для освобождения от уплаты сбора и позволит применять это право без учета имущественного положения гражданина.

Напомним, что сейчас местные Советы или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения (п. 4 ст. 43 НК).

Изменяются периоды, в течение которых гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов, установленные п. 5 Декрета № 3.

1. Расширен перечень граждан, которые признаются участвующими в финансировании государственных расходов. К ним стали относится граждане в период:

– работы на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается (подп. 5.1 п. 5 Декрета № 3). В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Рес­публике Беларусь» контракт не заключается с лицами, назначенными на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей Национального собрания, членами Совета Республики Национального собрания, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, судьями;

– в течение которого гражданин проходил альтернативную службу (подп. 5.5 п. 5 Декрета № 3);

– в течение которого гражданин осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения (подп. 5.12 п. 5 Декрета № 3).

Напомним, что в прежней редакции подп. 5.12 п. 5 Декрета № 3 гражданине признавались участвующими в финансировании государственных расходов в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите. Со­гласно Закону от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости населения) органы по труду, занятости и социальной защите помимо профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации обеспечивают для безработных также организацию обучения по освоению содержания образовательной программы обучающих курсов;

– в течение которого гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды РБ по видам спорта (подп. 5.20 п. 5 Декрета № 3);

– в течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обе­спечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов (подп. 5.21 п. 5 Декрета № 3). К такой категории отнесены граждане, указанные в ч. 1 ст. 65 УПК, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близкие, а также судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудники органа государственной охраны, их близкие, в отношении которых приняты предусмотренные законодательством меры по обеспечению их безопасности.

2. Изменены основания для признания граждан участвующими в финансировании государственных расходов.

Так, с учетом внесенных корректировок гражданин будет признаваться участвующим в финансировании государственных расходов:

– в период осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП – независимо от факта уплаты им за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности (подп. 5.2 п. 5 Декрета № 3). Эта корректировка обусловлена тем, что неуплата налогов может быть следствием применения налоговых льгот и (или) вычетов, а также зачета (взаимозачета) налогов.

Таким образом, гражданин, зарегистрированный в качестве ИП и осуществляющий предпринимательскую деятельность, как уплачивающий налоги в связи с осуществлением такой деятельности, так и не уплачивающий их вследствие применения налоговых льгот и вычетов, зачета (взаимозачета) налогов в установленных случаях, будет признаваться участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления такой деятельности;

– в период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – независимо от факта уплаты им сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в этой сфере (подп. 5.7 п. 5 Декрета № 3).

Напомним, что согласно прежней редакции подп. 5.7 п. 5 Декрета № 3 обязательным условием в этом случае являлась уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты данного сбора за каждый последующий календарный год;

– в период, в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, – только при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения (подп. 5.12 п. 5 Декрета № 3).

Согласно Закону  безработные обязаны самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учебу) и т.д. В свою очередь граждане, проходящие обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, должны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях;

– в период воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте от 3 до 7 лет – только при условии, что этот ребенок не получает дошкольное образование (подп. 5.14 п. 5 Декрета № 3).

Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (п. 2 ст. 141 Кодекса об образовании).

Кроме того, Декретом № 3 уточнено, что:

– при выполнении гражданином работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, он будет признаваться участвующим в финансировании государственных расходов, если общая сумма по ним составляет не менее 70 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (подп. 5.3 п. 5 Декрета № 3);

– для подтверждения временной нетрудоспособности гражданина и соответственно признания его в этот период участвующим в финансировании государственных расходов листок нетрудоспособности (справка о временной нетрудоспособности) должен быть выдан и оформлен в соответствии с законодательством (подп. 5.13 п. 5 Декрета № 3).

Отметим, что отдельные изменения, касающиеся отнесения граждан к освобождаемым от уплаты сбора, а также к участвующим в финансировании государственных расходов, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1.01.2015 г.

Исключение составляют нормы, предусмотренные:

– абз. 6 подп. 1.2 п. 1 Декрета № 1 (о включении в период, в течение которого граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов, прохождение альтернативной службы), – распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1.07.2016 г. Указанная дата соответствует дате вступления в силу Закона от 4.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе»;

– абз. 9 и 10 подп. 1.2 п. 1 Декрета № 1 (о признании участвующими в финансировании государственных расходов граждан, зарегистрированных в качестве безработного, либо гражданин проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, только при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения), – распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1.01.2017 г.;

– абз. 12 подп. 1.2 п. 1 Декрета № 1 (о включении периода воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в период, в течение которого граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов, только при условии, что этот ребенок не получает дошкольное образование), – распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1.01.2017 г.;

– абз. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 Декрета № 1 (связанные с приведением Декрета № 3 в соответствие с Указом Президента от 11.04.2016 № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»), – вступают в силу после официального опубликования Декрета № 1.

В связи с этим и исходя из необходимости дополнительного уточнения перечня лиц, которым требуется уплатить сбор за 2015 г., Декретом № 1 предусмотрен перенос сроков вручения (направления) налоговыми органами плательщикам сбора извещений на уплату сбора по итогам 2015 г. и сроков его уплаты. Так, п. 2 Декрета № 1 установлено, что извещение на уплату сбора за 2015 г. вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 20.01.2017 г. по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии – по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания). Сбор на основании такого извещения уплачивается не позднее 20.02.2017 г. При этом в случае вручения или направления извещения на уплату по истечении указанного срока его уплаты сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

Если извещения на уплату сбора получены гражданами до принятия Декрета № 1 и не учитывают его положений, распространяющих свое действие на отношения, возникшие с 1.01.2015 г., налоговые органы должны аннулировать эти извещения либо внести в них соответствующие изменения.

Отметим, что сроки вручения (направления) извещения на уплату сбора и его уплаты изменены только в отношении 2015 г., за 2016 и последующие годы сбор должен уплачиваться в соответствии с прежним порядком, установленным п.п. 9 и 10 Декрета № 3.

Налоговый орган вручает (направляет) плательщику извещение в следующие сроки:

– не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

– не позднее 15 календарных дней после получения уведомления от плательщика, претендующего на уменьшение сбора на финансирование государственных расходов на 10%.

Сроки уплаты сбора на финансирование государственных расходов:

– не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (общий порядок);

– не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (плательщик, претендующий на уменьшение сбора на финансирование государственных расходов на 10%, самостоятельно представил уведомление в налоговый орган);

– не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным (если налоговый орган направил или вручил плательщику сбора на финансирование государственных расходов уведомление позднее установленного срока).

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by