$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Глобализация

Тихая гавань для цифровых доходов: кто предложит IT-корпорациям налоговые льготы

13.10.2017

Менее чем через 3 месяца в Беларуси должны вступить в силу нормы Налогового кодекса, предусматривающие взимание НДС с выручки компаний-нерезидентов от оказания цифровых услуг. Этот шаг может оказаться запоздалым и недостаточным по сравнению с европейскими тенденциями налогообложения в данной сфере. Впрочем, он может вообще не состояться, если преференции для белорусского IT-сектора будут расширяться.

Если в России подводят первые итоги действия «налога на Google», а наши налоговики только готовятся его вне­дрять, в ЕС его уже считают недостаточным. В начале сентября Европейская комиссия выпустила документ «Справедливая и эффективная налоговая система в ЕС для единого цифрового рынка», в котором делает заключение, что суммы корпоративного налога, уплачиваемые технологическими компаниями, являются недостаточными из-за устаревших правил международного налогообложения. По оценкам Еврокомиссии, примерная эффективная ставка налогового бремени для цифровых компаний в ЕС составляет 10% против 23%, уплачиваемых компаниями с физическим присутствием в странах ЕС. Еврокомиссия предлагает исправить это положение и ликвидировать неравенство в системе международного налогообложения.

О планах изменить налогообложение интернет-корпораций в августе объявили Франция и Германия. Их поддержали Италия и Испания, но на встрече министров финансов ECOFIN в Таллинне в сентябре некоторые страны выступили против. Однако результатом этого обсуждения стал нынешний документ Еврокомиссии.

Еврокомиссия предлагает серьезно реформировать правила налогообложения постоянных представительств, трансфертного ценообразования, определения прибыли от операций, связанных с применением цифровых технологий, доработать механизм определения единой консолидированной базы по налогу на прибыль. Здесь возможны несколько вариантов. Первый из них – введение уравнительного налога с оборота цифровых компаний. Он будет взиматься со всей не обложенной или недостаточно обложенной налогами прибыли, полученной от коммерческой деятельности в Интернете. Такой налог предлагается ввести отдельно или зачитывать в счет уплаты налога на прибыль.

Второй вариант – удержание налога у источника выплаты дохода на цифровые операции с определенных платежей, совершаемых в пользу нерезидентов – поставщиков товаров или услуг, заказываемых онлайн. Третий вариант – введение отдельного сбора на доходы, полученные от предоставления цифровых услуг или рекламной деятельности. Этим сбором предлагается облагать все операции, совершаемые удаленно между клиентами в определенной стране, где компания-нерезидент имеет «существенное экономическое присутствие». По мнению Еврокомиссии, каждая из краткосрочных опций должна быть проверена на совместимость с международными договорами об избежании двойного налогообложения, законодательством ЕС, правилами, договорами о свободной торговле и правилами ВТО.

ВСЕ ВАРИАНТЫ имеют свои недостатки. Например, Американская торговая палата в ЕС (AmCham EU) заявила, что уравнительный налог может существенно снизить доходы компаний, которые могут использоваться для инвестирования, что негативно повлияет на экономический рост. В AmCham считают, что введение урав­нительного налога (или другого налога с оборота) повредит привлекательности ЕС и способно серьезно подорвать международные усилия по решению налоговых проблем, предпринимаемые в рамках ОЭСР.

Руководителям европейских финансовых ведомств не удалось найти консенсус на цифровом саммите ЕС, прошедшем в Таллинне 29 сентября. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что новые правила налогообложения цифровой экономики можно ввести уже в следующем году. Но для этого необходимо согласие всех стран Евросоюза. Правда, испанские власти полагают, что налог с оборота для цифровых компаний может быть введен и отдельными странами ЕС. Но это вряд ли будет эффективно, если в Евросоюзе останутся низконалоговые юрисдикции, игнорирующие решение об увеличении налоговой нагрузки для hi-tech корпораций. Например, Ирландия и Люксембург, обвиняемые в создании условий, позволяющих интернет-гигантам вроде Google, Facebook и Amazon не доплачивать налоги, полагают, что предлагаемые меры повредят их конкурентоспособности.

Еще в августе 2016 г. расследование Еврокомиссии пришло к заключению, что Ирландия предоставляла незаконные налоговые преимущества Apple. Так, благодаря особому соглашению с ирландскими властями Apple со своих европейских прибылей платила корпоративные налоги по эффективным ставкам 1% в 2003 г., а в 2014-м – вообще по ставке 0,005%. Аналогичные претензии предъявляются к Amazon, которую обвиняют в использовании незаконных схем налоговой минимизации в Люксембурге. Еврокомиссия более года требует, чтобы эти страны взыскали с IT-компаний недоплаченные налоги, но пока ничего не добилась.

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что в Беларуси найдутся желающие последовать ирландскому примеру, чтобы заманить к себе эти корпорации предложением столь же мягкого налогового климата. Разумеется, не везде, а скажем, в ПВТ или еще каком-нибудь парке со специальным преференциальным режимом. Представим себе, что в рамках обещанного декрета о цифровизации будут освобождены от НДС обороты по реализации на территории нашей страны резидентам ПВТ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими на учете в белорусских налоговых органах, различных услуг в электронной форме, оказываемых через Интернет с использованием информационных технологий. Заодно таким иностранных компаниям можно предложить нулевую ставку налога на доходы по таким операциям, по долговым обязательствам, роялти, посредническим и прочим услугам, а их белорусским контрагентам, помимо имеющихся льгот, – освобождение от оффшорного сбора и существующих ограничений на валютные операции. Затем «парковые» партнеры смогут пере­продавать такие услуги по всей территории ЕАЭС, играя на евразийском рынке такую же роль, как Ирландия и Люксембург в ЕС.

Выгода для транснациональных интернет-корпораций, обложенных в России «налогом на Google» и сталкивающихся с «санкционными» затруднениями, очевидна. Поэтому структуры, которые предоставят базу для решения таких проблем, вполне могут рассчитывать на щедрое вознаграждение – пока россияне не спохватятся и не начнут искать способы ликвидировать налоговую утечку. Речь идет о вполне солидных суммах: по расчетам российских властей, налог на Google в 2018– 2020 гг. должен принести бюджету РФ около 30 млрд. RUB.

Поиск может занять пару лет, учитывая традицию наших соседей долго запрягать, и закончиться скандалом сродни «растворительному». Возможностей надавить на союзников у Москвы побольше, чем у Еврокомиссии в ЕС, так что рано или поздно со слишком льготным режимом, вероятно, придется расстаться. Белорусский бюд­жет от этого мало что выиграет, а некоторые предприятия отраслей, весьма далеких от IT-индустрии, могут даже случайно пострадать. Но отдельные лица успеют заработать неплохие деньги…

СПРАВКА «ЭГ»

По данным, опубликованным в сборнике Белстата «Информационное общество Республики Беларусь», в Парке высоких технологий на конец прошлого года насчитывалась 161 организация-резидент против 102 на конец 2011 г. За это время доля резидентов Парка в общем числе организаций белорусского сектора ИКТ выросла с 2,9 до 4,1%.

Публичных компаний среди резидентов ПВТ почти нет. В Парке числится всего 9 акционерных обществ, 127 ООО, 3 ОДО и 22 унитарных предприятия.

Выручка организаций – резидентов ПВТ составила в прошлом году 1794,3 млн. BYN (в текущих ценах на 43,7% больше, чем в 2015 г.), а чистая прибыль – 338 млн. (на 7% больше, чем годом ранее). При этом рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг резидентов ПВТ составила в прошлом году 35,6%, а  рентабельность продаж – 26,3% против  37,8 и 27,4% в 2015 г. Однако и в ПВТ имеются убыточные организации, правда, немного – только 3,7% от общего количества, а сумма их чистого убытка не превысила 2,3 млн. BYN.

Списочная численность работников организаций – резидентов ПВТ в сред­нем за 2016 г. составила 25 056 человек – почти в 2,5 раза больше, чем в 2011-м. За прошлый год этот показатель вырос на 15,1%. Таким образом, на ПВТ приходится 29,3% списочной численности работников сектора ИКТ республики.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций – резидентов ПВТ составила в прошлом году 4192,7 тыс. BYN – в 2,1 раза больше, чем в среднем по сектору ИКТ, и в 5,8 раза больше среднереспубликанского уровня.

Капиталовложения в ПВТ выглядят относительно скромно. В 2016 г. здесь, по данным статистики, было использовано всего 34,9 млн. BYN инвестиций в основной капитал, что в текущих ценах на 41,5% меньше, чем в пиковом 2015-м, когда инвестиции почти удвоились по сравнению с 2014 г.

Резидентами ПВТ в 2016 г. отгружено продукции (работ, услуг) собственного производства на сумму 1786,2 млн. BYN, в т.ч. программного обеспечения – на  552 млн.; консультационных услуг по техническим средствам, связанных с их приобретением, установкой и эксплуатацией, на 2,7 млн.; сопровождения программного обеспечения, кон­сультационных услуг по нему – на 76,5 млн.; консультационных услуг по ин­формационному обеспечению и обработке данных, услуг по подготовке и вводу данных на 0,1 млн.; услуг по разработке автоматизированных ин­формационных и иных систем, системных и прикладных программных средств – на 720,2 млн.; прочих услуг, связанных с ИКТ, на 434,7 млн.

Динамика экспорта-импорта ин­формационно-коммуникационных ус­луг представлена в таблице.

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Экспорт услуг сектора ИКТ, всего, млн. USD

456,4

592,2

740,8

897,0

1003,5

1152,3

в том числе:
телекоммуникационные услуги

177,3

182,3

183,2

200,9

181,3

190,0

компьютерные услуги

272,7

402,1

545,5

684,3

813,4

951,5

информационные услуги

6,4

7,8

12,1

11,8

8,8

10,8

Доля услуг сектора ИКТ в общем объеме экспорта услуг, %

9,0

10,6

11,2

12,6

16,7

18,5

Импорт услуг сектора ИКТ, всего, млн. USD

180,2

206,4

194,1

223,0

206,1

231,6

в том числе:
телекоммуникационные услуги

127,8

143,5

114,1

124,0

113,1

110,6

компьютерные услуги

46,2

54,3

69,3

88,2

86,1

113,2

информационные услуги

6,2

8,6

10,7

10,8

6,9

7,8

Экспорт услуг резидентов ПВТ, млн. USD

217,2

332,4

453

588,1

709,2

823,0

компьютерные услуги

212,3

325,8

445,6

566,7

702,3

810,97

Отметим, что по итогам 2016 г. 71,4% экспорта всех услуг сектора ИКТ  и 85,2% компьютерных услуг приходится на Парк высоких технологий.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН