Тихая гавань для цифровых доходов:— кто предложит IT-корпорациям налоговые льготы
Менее чем через 3 месяца в Беларуси должны вступить в силу нормы Налогового кодекса, предусматривающие взимание НДС с выручки компаний-нерезидентов от оказания цифровых услуг. Этот шаг может оказаться запоздалым и недостаточным по сравнению с европейскими тенденциями налогообложения в данной сфере. Впрочем, он может вообще не состояться, если преференции для белорусского IT-сектора будут расширяться.
Если в России подводят первые итоги действия «налога на Google», а наши налоговики только готовятся его внедрять, в ЕС его уже считают недостаточным. В начале сентября Европейская комиссия выпустила документ «Справедливая и эффективная налоговая система в ЕС для единого цифрового рынка», в котором делает заключение, что суммы корпоративного налога, уплачиваемые технологическими компаниями, являются недостаточными из-за устаревших правил международного налогообложения. По оценкам Еврокомиссии, примерная эффективная ставка налогового бремени для цифровых компаний в ЕС составляет 10% против 23%, уплачиваемых компаниями с физическим присутствием в странах ЕС. Еврокомиссия предлагает исправить это положение и ликвидировать неравенство в системе международного налогообложения.
О планах изменить налогообложение интернет-корпораций в августе объявили Франция и Германия. Их поддержали Италия и Испания, но на встрече министров финансов ECOFIN в Таллинне в сентябре некоторые страны выступили против. Однако результатом этого обсуждения стал нынешний документ Еврокомиссии.
Еврокомиссия предлагает серьезно реформировать правила налогообложения постоянных представительств, трансфертного ценообразования, определения прибыли от операций, связанных с применением цифровых технологий, доработать механизм определения единой консолидированной базы по налогу на прибыль. Здесь возможны несколько вариантов. Первый из них – введение уравнительного налога с оборота цифровых компаний. Он будет взиматься со всей не обложенной или недостаточно обложенной налогами прибыли, полученной от коммерческой деятельности в Интернете. Такой налог предлагается ввести отдельно или зачитывать в счет уплаты налога на прибыль.
Второй вариант – удержание налога у источника выплаты дохода на цифровые операции с определенных платежей, совершаемых в пользу нерезидентов – поставщиков товаров или услуг, заказываемых онлайн. Третий вариант – введение отдельного сбора на доходы, полученные от предоставления цифровых услуг или рекламной деятельности. Этим сбором предлагается облагать все операции, совершаемые удаленно между клиентами в определенной стране, где компания-нерезидент имеет «существенное экономическое присутствие». По мнению Еврокомиссии, каждая из краткосрочных опций должна быть проверена на совместимость с международными договорами об избежании двойного налогообложения, законодательством ЕС, правилами, договорами о свободной торговле и правилами ВТО.
ВСЕ ВАРИАНТЫ имеют свои недостатки. Например, Американская торговая палата в ЕС (AmCham EU) заявила, что уравнительный налог может существенно снизить доходы компаний, которые могут использоваться для инвестирования, что негативно повлияет на экономический рост. В AmCham считают, что введение уравнительного налога (или другого налога с оборота) повредит привлекательности ЕС и способно серьезно подорвать международные усилия по решению налоговых проблем, предпринимаемые в рамках ОЭСР.
Руководителям европейских финансовых ведомств не удалось найти консенсус на цифровом саммите ЕС, прошедшем в Таллинне 29 сентября. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что новые правила налогообложения цифровой экономики можно ввести уже в следующем году. Но для этого необходимо согласие всех стран Евросоюза. Правда, испанские власти полагают, что налог с оборота для цифровых компаний может быть введен и отдельными странами ЕС. Но это вряд ли будет эффективно, если в Евросоюзе останутся низконалоговые юрисдикции, игнорирующие решение об увеличении налоговой нагрузки для hi-tech корпораций. Например, Ирландия и Люксембург, обвиняемые в создании условий, позволяющих интернет-гигантам вроде Google, Facebook и Amazon не доплачивать налоги, полагают, что предлагаемые меры повредят их конкурентоспособности.
Еще в августе 2016 г. расследование Еврокомиссии пришло к заключению, что Ирландия предоставляла незаконные налоговые преимущества Apple. Так, благодаря особому соглашению с ирландскими властями Apple со своих европейских прибылей платила корпоративные налоги по эффективным ставкам 1% в 2003 г., а в 2014-м – вообще по ставке 0,005%. Аналогичные претензии предъявляются к Amazon, которую обвиняют в использовании незаконных схем налоговой минимизации в Люксембурге. Еврокомиссия более года требует, чтобы эти страны взыскали с IT-компаний недоплаченные налоги, но пока ничего не добилась.
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что в Беларуси найдутся желающие последовать ирландскому примеру, чтобы заманить к себе эти корпорации предложением столь же мягкого налогового климата. Разумеется, не везде, а скажем, в ПВТ или еще каком-нибудь парке со специальным преференциальным режимом. Представим себе, что в рамках обещанного декрета о цифровизации будут освобождены от НДС обороты по реализации на территории нашей страны резидентам ПВТ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими на учете в белорусских налоговых органах, различных услуг в электронной форме, оказываемых через Интернет с использованием информационных технологий. Заодно таким иностранных компаниям можно предложить нулевую ставку налога на доходы по таким операциям, по долговым обязательствам, роялти, посредническим и прочим услугам, а их белорусским контрагентам, помимо имеющихся льгот, – освобождение от оффшорного сбора и существующих ограничений на валютные операции. Затем «парковые» партнеры смогут перепродавать такие услуги по всей территории ЕАЭС, играя на евразийском рынке такую же роль, как Ирландия и Люксембург в ЕС.
Выгода для транснациональных интернет-корпораций, обложенных в России «налогом на Google» и сталкивающихся с «санкционными» затруднениями, очевидна. Поэтому структуры, которые предоставят базу для решения таких проблем, вполне могут рассчитывать на щедрое вознаграждение – пока россияне не спохватятся и не начнут искать способы ликвидировать налоговую утечку. Речь идет о вполне солидных суммах: по расчетам российских властей, налог на Google в 2018– 2020 гг. должен принести бюджету РФ около 30 млрд. RUB.
Поиск может занять пару лет, учитывая традицию наших соседей долго запрягать, и закончиться скандалом сродни «растворительному». Возможностей надавить на союзников у Москвы побольше, чем у Еврокомиссии в ЕС, так что рано или поздно со слишком льготным режимом, вероятно, придется расстаться. Белорусский бюджет от этого мало что выиграет, а некоторые предприятия отраслей, весьма далеких от IT-индустрии, могут даже случайно пострадать. Но отдельные лица успеют заработать неплохие деньги…
СПРАВКА «ЭГ»
По данным, опубликованным в сборнике Белстата «Информационное общество Республики Беларусь», в Парке высоких технологий на конец прошлого года насчитывалась 161 организация-резидент против 102 на конец 2011 г. За это время доля резидентов Парка в общем числе организаций белорусского сектора ИКТ выросла с 2,9 до 4,1%.
Публичных компаний среди резидентов ПВТ почти нет. В Парке числится всего 9 акционерных обществ, 127 ООО, 3 ОДО и 22 унитарных предприятия.
Выручка организаций – резидентов ПВТ составила в прошлом году 1794,3 млн. BYN (в текущих ценах на 43,7% больше, чем в 2015 г.), а чистая прибыль – 338 млн. (на 7% больше, чем годом ранее). При этом рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг резидентов ПВТ составила в прошлом году 35,6%, а рентабельность продаж – 26,3% против 37,8 и 27,4% в 2015 г. Однако и в ПВТ имеются убыточные организации, правда, немного – только 3,7% от общего количества, а сумма их чистого убытка не превысила 2,3 млн. BYN.
Списочная численность работников организаций – резидентов ПВТ в среднем за 2016 г. составила 25 056 человек – почти в 2,5 раза больше, чем в 2011-м. За прошлый год этот показатель вырос на 15,1%. Таким образом, на ПВТ приходится 29,3% списочной численности работников сектора ИКТ республики.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций – резидентов ПВТ составила в прошлом году 4192,7 тыс. BYN – в 2,1 раза больше, чем в среднем по сектору ИКТ, и в 5,8 раза больше среднереспубликанского уровня.
Капиталовложения в ПВТ выглядят относительно скромно. В 2016 г. здесь, по данным статистики, было использовано всего 34,9 млн. BYN инвестиций в основной капитал, что в текущих ценах на 41,5% меньше, чем в пиковом 2015-м, когда инвестиции почти удвоились по сравнению с 2014 г.
Резидентами ПВТ в 2016 г. отгружено продукции (работ, услуг) собственного производства на сумму 1786,2 млн. BYN, в т.ч. программного обеспечения – на 552 млн.; консультационных услуг по техническим средствам, связанных с их приобретением, установкой и эксплуатацией, – на 2,7 млн.; сопровождения программного обеспечения, консультационных услуг по нему – на 76,5 млн.; консультационных услуг по информационному обеспечению и обработке данных, услуг по подготовке и вводу данных – на 0,1 млн.; услуг по разработке автоматизированных информационных и иных систем, системных и прикладных программных средств – на 720,2 млн.; прочих услуг, связанных с ИКТ, – на 434,7 млн.
Динамика экспорта-импорта информационно-коммуникационных услуг представлена в таблице.
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Экспорт услуг сектора ИКТ, всего, млн. USD |
456,4 |
592,2 |
740,8 |
897,0 |
1003,5 |
1152,3 |
в том числе: |
177,3 |
182,3 |
183,2 |
200,9 |
181,3 |
190,0 |
компьютерные услуги |
272,7 |
402,1 |
545,5 |
684,3 |
813,4 |
951,5 |
информационные услуги |
6,4 |
7,8 |
12,1 |
11,8 |
8,8 |
10,8 |
Доля услуг сектора ИКТ в общем объеме экспорта услуг, % |
9,0 |
10,6 |
11,2 |
12,6 |
16,7 |
18,5 |
Импорт услуг сектора ИКТ, всего, млн. USD |
180,2 |
206,4 |
194,1 |
223,0 |
206,1 |
231,6 |
в том числе: |
127,8 |
143,5 |
114,1 |
124,0 |
113,1 |
110,6 |
компьютерные услуги |
46,2 |
54,3 |
69,3 |
88,2 |
86,1 |
113,2 |
информационные услуги |
6,2 |
8,6 |
10,7 |
10,8 |
6,9 |
7,8 |
Экспорт услуг резидентов ПВТ, млн. USD |
217,2 |
332,4 |
453 |
588,1 |
709,2 |
823,0 |
компьютерные услуги |
212,3 |
325,8 |
445,6 |
566,7 |
702,3 |
810,97 |
Отметим, что по итогам 2016 г. 71,4% экспорта всех услуг сектора ИКТ и 85,2% компьютерных услуг приходится на Парк высоких технологий.