Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
27.12.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТЕКСТИЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ©

ОАО «Моготекс» — самое большое текстильное предприятие в Европе. Оно выпускает около 40 млн. погонных метров тканей в год, годовая выручка достигает 100 млн. USD, а экспорт — 80 млн. USD. Сегодня предприятие больше фокусируется на возможностях обновления ассортимента, чем на наращивании мощности. Высокая доля государства в уставном фонде (78%) не помешала создать современную систему управления и реализовать стратегию технологического лидерства. Секретами успеха с читателями «ЭГ» делится генеральный директор ОАО «Моготекс» Виктор МАТИЕВИЧ.

завоевание Европы и открытие Америки

ОАО «Моготекс» — самое большое текстильное предприятие в Европе. Оно выпускает около 40 млн. погонных метров тканей в год, годовая выручка достигает 100 млн. USD, а экспорт — 80 млн. USD. Сегодня предприятие больше фокусируется на возможностях обновления ассортимента, чем на наращивании мощности. Высокая доля государства в уставном фонде (78%) не помешала создать современную систему управления и реализовать стратегию технологического лидерства.
Секретами успеха с читателями «ЭГ» делится генеральный директор ОАО «Моготекс» Виктор МАТИЕВИЧ.

— Виктор Аркадьевич, как не ошибиться в выборе и создании стратегии?

— Компания без стратегического планирования не имеет долгосрочной перспективы. Мы, разрабатывая стратегию, опирались на изучение рынка, от запросов которого зависит направление деятельности, применяемые технологии, выбор оборудования. В частности, мы пришли к выводу, что сегодня актуально обеспечение госзаказчиков и представителей крупного корпоративного сектора спецодеждой. При этом приходится учитывать изменяющиеся требования, спрос на новые виды тканей.

В конце 2008–2009 гг. наши коллеги говорили, что мир поворачивается к натуральным волокнам, поэтому нужно разрабатывать новые продукты и покупать под них соответствующее оборудование, которое откроет новые перспективы. Но когда цены на хлопок выросли в 2–3 раза, то текстильщикам пришлось серьезно задуматься. Так что важно отличать лоббирование отдельных направлений от реальных долгосрочных тенденций.

Изучая рынок, предлагаемые технологии, подходы к развитию, мы осознали, что нельзя концентрироваться на одном направлении. Нужно быть диверсифицированной, мультиплановой компанией, которая может производить различные группы тканей. Исходя из этого, наша стратегия выглядит так: быть лучшими в направлениях, которые обеспечивают защиту человека в любых вредных условиях, развиваться в сегментах, ранее незнакомых. Например, боевая одежда пожарного — это особая структура ткани, для которой нужно специальное сырье. Сначала, 3 года назад, многие специалисты считали, что мы не сможем ее делать, хотя бы потому, что швейные машинки «не возьмут» подобную ткань. Но такая продукция привлекательна для развития. Заинтересовавшись этим направлением, мы сегодня на 80% обеспечиваем российский рынок и на 70% — белорусский.

Таким образом, стратегия — это развитие в нишах, которые приносят доход. Для нас это форменная, специальная одежда и сопутствующие продукты. «Моготекс» всегда отличался от других текстильных предприятий тем, что не выпускал монопродукт. Мировой кризис 2008–2009 гг. показал, что диверсификация сложна в производстве. Проще унифицировать подходы, ориентироваться на одну сырьевую базу, узкий круг клиентов. Но когда произошло снижение покупательной способности в целом, то у нас объем продаж декоративных тканей вырос на 23%. Это, конечно, не компенсировало потери от сокращения заказов на спецодежду, но помогло выстоять в тот сложный период. Теперь мы делаем акцент на развитие домашнего текстиля, который, например, очень нравится корпорации IKEA. Объем нашего сотрудничества с ней ежегодно растет как в денежном выражении, так и в ассортиментном. Могилевский текстиль представлен во всех 14 гипермаркетах этой компании в России, а в перспективе есть желание поставлять его и в 300 других магазинов этой сети по всему миру. Сегодня мы подошли к пределу возможностей в изготовлении швейных изделий для IKEA, но программа сотрудничества будет расширяться. Наш партнер требует запланировать на следующий год увеличение швейных мощностей, что мы потихоньку и делаем, правда, все же не в том объеме, как хотелось бы.

Таким образом, наша стратегия заключается в развитии по нескольким направлениям, что и позволяет поддерживать стабильность финансового результата.

— Чего вы ждете в 2014 году, каких показателей намерены достичь?

— Главная задача — завершить установку основного технологического оборудования, которое должно в феврале выйти на полную загрузку. Новая техника изменяет подходы в управлении, поэтому в декабре–январе мы приводим в порядок все технологические процессы, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию, качество, издержки, оперативность выполнения заказов.

За последние 5 лет мы инвестировали в технологический парк более 30 млн. USD. В новом году будет вложено еще 5 млн. EUR в оборудование, которое будет «точечно» решать проблемы, оптимизировать затраты и расширять ассортимент, обновление которого составит не менее 25% ежегодно. Естественно, нужно выделять VIP-клиентов и особенно о них заботиться, но мы готовы и к мелким заказам в сегменте B2B и B2I. Поэтому закупается оборудование, которое может красить всего 300 м, а не 50 тыс. Так что для нас важен заказ не только гостиничной сети, но и отдельной гостиницы.

Планируя инвестиции, мы учитываем долгосрочную программу развития, выбираем оборудование, соответствующее самым высоким стандартам, т.е. только европейских изготовителей. Опыт долгосрочного взаимодействия с ними помогает получить лучшие цены и другие условия.

Продолжатся разработки для сотрудничества с Минобороны РФ, выхода на рынок Латинской Америки. В этот регион уже отправлены образцы и каталоги. Скоро туда поедут наши специалисты для проведения переговоров и заключения контрактов. Так что будем диверсифицировать рынки сбыта.

Нестабильность российской и отечественной экономик заставляет работать над снижением издержек. Этим сегодня заняты все наши клиенты и партнеры. Например, наше сотрудничество с IKEA включает и требование ежегодного снижения цен на поставляемую продукцию на 1,5–2%. В этой компании уверены, что у партнеров всегда должен быть какой-то резерв. Наверное, это правильно: если хочешь быть конкурентоспособным, нужно заботиться не только о ценах, но и о затратах.

В 2014 г. выручка «Моготекса» должна составить не менее 110 млн. USD, экспорт, скорее всего, сохранится на уровне текущего года — около 80 млн. USD. В ближайшие 3 года продажи в дальнее зарубежье должны составлять не менее 20% всего выпуска. Не забывая о давних партнерах — странах СНГ, Балтии, Польше, мы намерены продвигаться в Западную Европу. При этом приходится учитывать, что сейчас крупные фирмы спецодежду не покупают, а арендуют, причем необходимо, чтобы она выдерживала стирку до 100 раз. Это серьезная программа сотрудничества, и мы планируем через Польшу освоить рынки других стран Евросоюза. Еще одна цель — завоевание рынка США.

— Известно, чтобы работать в Соединенных Штатах, нужно быть членом американской Ассоциации производителей и импортеров текстиля. Это, наверное, не так просто?

— Действительно, вступление в американскую Ассоциацию производителей и импортеров текстиля займет примерно 1,5 года. Нужно подготовить пакет финансовых, таможенных документов, сертификаты, понести определенные затраты на их подтверждение. По нашим оценкам, все эти процедуры завершатся в 2015 г. Тогда мы сможем стать членом Ассоциации, что позволит участвовать во всех конкурсах и тендерах, которые проводятся в США, и перейти от разовых продаж к постоянным и долгосрочным поставкам.

— Как за последние 3 года изменился спрос на мировом текстильном рынке? Каким тенденциям вы следуете?

— Меняются требования к изделиям. Основное — они должны быть многофункциональными, чтобы каждое защищало от всего, скажем, от холода и жары, огня и воды, и чтобы в открытый космос выйти. Конечно, я утрирую, тем более что нужно сперва представить, сколько такая куртка будет стоить и есть ли в этом смысл. Но такой тренд действительно есть. Недавно вернулся с выставки «Безопасность и охрана труда» — крупнейшей экспозиции средств индивидуальной защиты. На ней основной лейтмотив на переговорах с российскими корпорациями — дайте мультифункциональные ткани. Приходится убеждать, что каждая актуальная тенденция должна подкрепляться адекватной ценой. В зависимости от используемых химикатов можно получать водо-маслоотталкивающие ткани, «невидимки», костюмы из которых будут незаметны для приборов ночного видения. Таким образом, требования к получению больших выгод от одной ткани растут.

В создание новых тканей мы инвестируем порядка 4 млрд. Br в год. Разработка одной новинки обходится примерно в 100 тыс. USD, а в этом году их у нас разработано более десятка.

— Что требуется менеджерам, чтобы стратегия превращалась в реальность?

— У них есть возможности и желание использовать технический и технологический, информационный потенциал и его продвигать. Мы имеем все, чтобы стратегия была исполнена, знаем куда двигаться, каковы наши потребители и конкуренты, что в арсенале мировых текстильных компаний по видам отделок тканей и т.д. Менеджерам нужно только работать, а владельцам бизнесов — правильно их стимулировать.

— Какую роль играют перспективы развития экономики в формировании стратегии? Какие сведения при этом принимаются во внимание?

— Всегда нужно адаптировать продукт и свое предложение к конкретному рынку, т.к. есть вещи, на которые мы не можем повлиять, например, на стоимость топливно-энергетических ресурсов, ставки по кредитам. Мы можем реагировать на макроэкономические изменения только работая над затратами и ценообразованием, ориентируясь на деловой цикл в конкретных странах.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений