Таможенный кодекс ЕАЭС простимулирует бизнес
Участники ВЭД и таможенные органы все-таки дождались вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, кодекс) с 1 января 2018 г. (см. с. 14 этого номера). Изменения коснутся важных составляющих ведения бизнеса – скорости оформления грузов, контроля и платежей. Новый документ больше соответствует современным реалиям и в нем нет ухудшающих деятельность субъектов хозяйствования норм.
В преддверии вступления ТК ЕАЭС на пресс-конференции в ГТК обсуждались главные новшества документа.
В его основу легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, отметил первый зампред ГТК Владимир Орловский. С принятием кодекса будет унифицирована работа таможенных служб стран, входящих в ЕАЭС. Главным недостатком «старого» Таможенного кодекса Таможенного союза является то, что многие вопросы регулировались на национальном уровне, а ряд его норм противоречил друг другу. Кроме того, в государствах – членах ЕАЭС имеется множество отличий по реализации механизмов осуществления таможенных процедур. Новый документ намного шире, больше вопросов поднято на уровень Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Основные новеллы
По словам В. Орловского, в ТК ЕАЭС установлен приоритет электронного таможенного декларирования, применение письменного декларирования допускается только в исключительных случаях. Значительно сократится участие должностного лица таможенного органа в оформлении документов и грузов. В кодексе оговорено осуществление выпуска товаров в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, увеличение категорий юрлиц, которые могут получить статус уполномоченного экономического оператора (УЭО), а также расширение специальных упрощений для УЭО.
Кодекс предусматривает возможность подачи декларации на товары или на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены. Раньше такой возможности не было, и это приводило к дублированию электронных документов бумажными. ТК ЕАЭС сделает возможным работу принципа «одного окна», при котором сведения, необходимые для выпуска товаров, могут и не предоставляться таможенному органу, если их таможенники могут сами получить из информационных систем госорганов, в т.ч. из соответствующих систем членов ЕАЭС. До минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров.
Новый кодекс предоставляет участникам ВЭД возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, но при условии уплаты начисленных процентов. В ряде случаев можно пользоваться отсрочкой и до 6 месяцев. Еще одно нововведение состоит в том, что вводится порядок отложенного определения таможенной стоимости. ТК ЕАЭС даст толчок к образованию новых свободных экономических зон (СЭЗ) – портовых и логистических, а предприятия смогут пользоваться их преимуществами. В нашей республике появятся 2 территориальных СЭЗ, а всего в ЕАЭС их будет 8. Все это, по мнению В. Орловского, должно способствовать скорейшему продвижению товарных потоков и созданию максимально удобных условий для перевозки.
Лимит на беспошлинные посылки
В новом кодексе предусмотрены важные изменения не только для лиц, работающих в таможенной сфере, но и для тех, кто совершает интернет-покупки за границей. Теперь ЕЭК будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли, а на национальном уровне сами страны смогут устанавливать еще более низкие нормы.
Так, ЕЭК уже утвердил новые правила ввоза гражданами товаров из-за рубежа, оставив без изменения лимит беспошлинных интернет-покупок на 2018 год, но запланировав его резкое снижение в два последующих года. С 1 января 2018 г. предполагается сохранить лимит таких покупок, сделанных в течение одного календарного месяца, в размере 1500 EUR и весом до 50 кг. Но уже с начала 2019 г. этот лимит будет снижен до 500 EUR при том же весе. «С 1 января 2020 г. нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 EUR и 31 кг», – говорится в решении ЕЭК. Все ограничения по времени и количеству заказов будут при этом сняты.
Владимир Орловский пояснил, что лимит является верхней границей ценового диапазона для беспошлинного ввоза товаров из иностранных магазинов для каждой из стран, входящих в ЕАЭС. Нижняя граница не установлена и дает странам – членам союза возможность еще больше снизить этот лимит. Причем эти ограничения предлагают ввести на товары, которые перемещаются на автомобилях, автобусах, по железной дороге или по морю. При пересечении границы авиатранспортом лимиты на товары остаются прежними – на сумму до 10 тыс. EUR и весом не более 50 кг.
Duty-free на въезде
Еще одним новшеством ТК ЕАЭС станет то, что теперь магазины беспошлинной торговли можно будет открывать не только на выезде из стран (как сейчас), но и при въезде в государства, но только в аэропортах и морских портах. Чтобы открыть новые duty-free, необходимо согласие всех заинтересованных сторон, например, руководства аэропорта.