$

2.5105 руб.

2.9797 руб.

Р (100)

3.4323 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Строительство

Строительные организации профинансируют модернизацию трестов и ДСК

13.07.2021
Строительные организации профинансируют модернизацию трестов и ДСК
Фото: pixabay

Предприятия строительной отрасли получат дополнительную нагрузку – с 1 сентября 2021 г. подрядные организации всех форм собственности должны будут отчислять 1% от стоимости выполняемых ими работ во внебюджетные фонды развития строительной отрасли. Аккумулированные данными фондами средства будут направлены на техническое переоснащение и модернизацию отдельных предприятий отрасли.

Такое новшество предусмотрено Указом от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» (далее – Указ № 259).

 

Указ для всех, но не без исключений

Подробно о данной инициативе Минстройархитектуры мы писали еще в октябре 2020 г., когда проект Указа был вынесен на общественное обсуждение (см. статью «Переоснастить гостресты и ДСК помогут строительные организации», «ЭГ» № 80 за 23.10.2020). Указ № 259 принят практически в неизменном виде с небольшим смещением сроков – изначально предполагалось, что отчисления будут производиться с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г., однако в принятом нормативном правовом акте начальная дата перенесена вперед на 9 месяцев – на 1 сентября 2021 г. Впрочем, для предприятий отрасли это слабое утешение – вводимые отчисления будут действовать на протяжении последующих четырех лет до 31 декабря 2025 г.

Перечислять средства в фонды развития строительной отрасли обязаны предприятия всех форм собственности за некоторым исключением. Так, отдельными положениями Указа № 259 преду­смотрено, что отчисления в фонды развития не будут производиться при строительстве жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, а также объектов, строящихся с участим средств госбюджета и приравненных к нем источников финансирования, внешних государственных займов и зай­мов, привлеченных под гарантии государственных органов, а также кредитов банков, погашение которых осуществляется за счет средств бюджета. Кроме того, положения Указа № 259 не распространяются на организации, зарегистрированные в качестве резидентов свободных (особых) экономических зон, которые по сути получили еще одну льготу.

 

Бесспорный порядок взыскания и особенности налогообложения

Отдельного внимания заслуживает порядок оплаты и учета отчислений в фонды развития. Обязанность осуществления платежей в соответствии с Указом № 259 возлагается на заказчиков: они должны будут перечислять денежные средства не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представлять подрядным организациям копии платежных поручений на перечисление денежных средств. За неперечисление или несвоевременное перечисление отчислений устанавливается пеня от невнесенной (несвоевременно внесенной) суммы в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на день осуществления платежа за каждый день просрочки, включая день перечисления денежных средств.

А для взыскания суммы задолженности по отчислениям устанавливается бесспорный порядок взыскания на основании решений распорядителей денежных средств соответствующих фондов развития строительной отрасли, которые получат силу исполнительных документов. Таким образом, несмотря на то, что в официальном документе фонды называются внебюджетными, в отношении отчислений вводится достаточно строгий порядок оплаты и взыскания образовавшейся задолженности.

Любопытно, что отчисления будут относиться на себестоимость строительных работ и включаться в затраты по производству и реализации. Однако при определении облагаемой налогом прибыли они учитываться не будут. Это означает, что дополнительные расходы должны будут взять на себя заказчики строительства, что приведет к удорожанию конечной стоимости строительства объектов, или подрядные организации, что будет означать для них сокращение прибыли от выполненных работ.

 

С миру по проценту – техника и модернизация трестам

Официально объявленная цель создания фондов развития строительной отрасли – аккумулирование средств для технического переоснащения строительных организаций и модернизации производственных мощностей индустриального домостроения и производства железобетонных изделий. Принимать решения о фактическом выделении средств из фондов развития будут специальные комиссии, создаваемые при Минстройархитектуры и исполкомах, на основании поданных заявок с финансово-экономическим обоснованием.

Положениями Указа № 259 преду­смотрено, что обратиться в комиссии может любая строительная организация вне зависимости от формы собственности, однако уверенности в соблюдении принципа равенства всех форм собственности нет. По крайней мере, в обосновании проекта Указа отмечалось, что формирование фондов развития строительной отрасли поможет произвести техническое переоснащение организаций, которые не могут решить эту задачу за счет собственных средств или самостоятельно привлеченных банковских кредитов. Это в первую очередь государственные домостроительные комбинаты и строительные тресты. Согласно данным, которые приводили авторы проекта, часть средств будет направлена на модернизацию и техническое переоснащение предприятий по производству железобетонных изделий (объем инвестиций – 32,3 млн руб.) и домостроительных комбинатов (152,3 млн руб.) Однако куда большие финансовые вливания будут направлены на обновление строительной техники государственных строительных организаций – 645,4 млн руб. Таким образом общий объем инвестиций, которые планируется «выжать» через представленный проект, составляет более 830 млн руб.

При этом сами авторы проекта писали, что отдельные организации индустриального домостроения (ОАО «Борисовжилстрой», ОАО «Солигорский ДСК», ОАО «Могилевский ДСК», СКУП «Витебский ДСК») до сих пор не могут рассчитаться по долгам перед бюджетом и банками, сформировавшимся после проведения модернизации 2006–2015 гг., а общий размер их задолженности превышает объем выручки, не говоря уже про прибыль. Именно поэтому для проведения новой модернизации выбран безвозвратный способ финансирования за счет средств фондов развития, который будет сформирован за счет остальных предприятий отрасли.

 

Не лучшее время для дополнительной нагрузки

Основные положения Указа № 259 были сформулированы еще в прош­лом году, когда строительная отрасль показывала опережающие темпы роста и была главным драйвером рос­та белорусской экономики на фоне серьезного замедления остальных отраслей. Однако в 2021 г. стройиндустрия заметно сдала: по данным Белстата, в январе-мае 2021 г. объем подрядных работ по виду деятельности «Строительство» выполнен на сумму 4,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 18,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Выручка предприятий строительной отрасли в январе-апреле снизилась на 3,7%, прибыль от реализации продукции, товаров, работ уменьшилась на 9%, чистая прибыль – на 22,5%. Количество убыточных организаций в отрасли выросло на 65% – за первые 4 месяца в минус ушли более 30% организаций отрасли против 18% годом ранее.

Заметно снизилась задолженность стройорганизаций по кредитам и зай­мам – 1693,8 млн руб, что составляет чуть более 11% от уровня прошлого года. Эти данные свидетельствуют, что предприятия отрасли испытывают серьезные сложности с привлечением долгового финансирования. Так что время для реализации инициативы Минстройархитектуры по изысканию средств для технического переоснащения трестов и организаций индустриального домостроения выбрано крайне неудачно, поскольку может серьезно осложнить восстановление организаций отрасли.

Безусловно, логику действий правительства можно понять, если вспомнить про обещанный в начале года новый инвестиционный цикл, который пока заметно отстает от намеченного плана из-за нехватки финансирования. Для государства Указ № 259 является идеальным способом финансирования инвестиционных мероприятий – без дополнительной нагрузки на бюджет, с гарантированным ритмичным финансированием. Что же касается долгосрочных последствий для отрасли, складывается впечатление, что пока никто не думает о них всерьез – тут бы день простоять да ночь продержаться.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное