Страны ЕАЭС договорились о порядке оспаривания запретов опасной продукции

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) будет рассматривать споры между странами ЕАЭС по поводу запретов на обращение продукции, которую в одном из государств-членов признали несоответствующей техрегламентам, сообщает пресс-служба международной организации.
Порядок рассмотрения ЕЭК обращения государства — члена ЕАЭС об обоснованности мер, принятых органом государственного контроля (надзора) другого государства-члена в отношении продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС, утвержден 1 августа 2025 г. Советом ЕЭК.
В комиссии его называют мягким, досудебным способом борьбы с ошибочной или избыточной правоприменительной практикой.
Запреты продукции как несоответствующей техрегламентам стали частым явлением в странах ЕАЭС, в т.ч. в Беларуси.
Реестр опасной продукции, который ведет Госстандарт, обновляется еженедельно. Включенные в него товары подлежат изъятию из обращения в сроки, указанные в предписании госоргана. Как правило, одновременно налагается запрет на импорт таких товаров в Беларусь.
В 2025 г. в реестр включены российские светодиодные светильники, велосипеды, детские комбинезоны, парфюмерия, кондитерские изделия, мебель, игрушки и другие товары.
Судебное оспаривание таких решений является трудоемкой и затратной процедурой, поскольку требует проведения соответствующих экспертиз и оплаты судебных издержек. Соглашение o принципах и подходах осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов ЕАЭС от 16 февраля 2021 г. содержит норму о том, что компетентный орган страны ЕАЭС, продукция которой попала под запрет, несогласный с обоснованностью решения коллег, может обратиться за разрешением спора в ЕЭК. Теперь для этой нормы установлен порядок реализации.
Соответственно, компания, пострадавшая от такого запрета, может обратиться в свой национальный орган техрегулирования для инициирования рассмотрения спора на площадке ЕЭК. Детали и сроки процедуры станут известны после официального опубликования решения. Однако на высокую оперативность бизнесу рассчитывать не стоит, поскольку надо учесть время на рассмотрение в национальном органе, затем изучение кейса в департаменте техрегулирования ЕЭК, подготовку и проведение международных консультаций. Ориентировочно, из практики работы комиссии, на это может уйти порядка 2 месяцев.
Новый порядок является дополнительной альтернативной опцией и не отменяет возможности бизнеса для защиты своих интересов через судебные механизмы.