Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
АПК
19.02.2021 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №13 (2410) от 19.02.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страна невыученных уроков: — аграрная политика правительства остается неизменной

Фото: vedomosti.ru/ Д. Абрамов

Несмотря на низкую эффективность реализации Государственной программы развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы (подробно об этом мы писали в «ЭГ» № 95 за 16.12.2020), приоритеты государственной политики в аграрном секторе на ближайшую пятилетку остались неизменными. Упор по-прежнему сделан на масштабные инвестиции и государственную поддержку крупных форм хозяйствования.

Такие выводы можно сделать при анализе государственной программы «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совмина от 01.02.2021 № 59.

 

Инвестиционная программа длиной в жизнь

Первое, что бросается в глаза, – широкая инвестиционная программа, предполагающая использование не только собственных средств предприятий отрасли в размере 242,5 млрд руб., но и привлечение ресурсов банковского сектора в объеме 32,9 млрд руб., помимо ранее предоставленных кредитов.

Текущая высокая долговая нагрузка предприятий отрасли (отношение кредиторской задолженности, кредитов и займов к выручке от реализации по состоянию на конец 2019 г. – 1,12) авторов программы не смутила, однако выносить такой параметр в целевые показатели будущей пятилетки они все же не рискнули.

Большая часть заемных средств (29,6 млрд руб., или 90%) в последующие пять лет пойдет на кредитование текущей деятельности АПК. Остальная часть будет направлена на строительство, ремонт и модернизацию молочно-товарных ферм и прочих производственных объектов. При этом объем кредитов, выделяемых банками на конкурсной основе, составит всего 672 млн руб. – 2% средств от общего объема предоставляемых кредитов. В то же время расчетная окупаемость инвестиций в молочно-товарные фермы и растениеводство редко бывает менее 7 лет, а на практике период возврата привлеченных ресурсов часто еще больше.

Еще одним направлением инвестиций, заданным госпрограммой, станет выполнение плана по приобретению хозяйствами техники. Предполагается, что за последующие 5 лет предприятия АПК приобретут оснащения белорусского производства на общую сумму 3,7 млрд руб.

 

Большим надо помогать, мелкие пробьются сами

Приоритеты государственной политики хорошо показывает распределение бюджетных средств в рамках госпрограммы общим объемом 8671 млн руб. Большая часть – 4309 млн руб. (49,7%) – будет направлена на оказание государственной поддержки субъектам АПК, в т.ч. в виде частичной компенсации капитальных затрат и процентов по банковским кредитам. Еще 1020 млн руб. (11,8%) зарезервированы для осуществления «иных мероприятий в соответствии с решениями Президента». Трудно представить, что эти иные мероприятия будут оказанием помощи фермерским хозяйствам, поэтому данную сумму тоже можно отнести на долю крупных форм хозяйствования.

Отдельно стоит выделить расходы на содержание бюджетных организаций, подчиненных Минсельхозпроду, и ветлабораторий (780 млн руб.). Интересно, что по сравнению с программой прошлой пятилетки эти расходы выросли более чем на 80%, что косвенно свидетельствует об увеличении административных издержек в АПК, несмотря на проходящие процессы консолидации хозяйств. Кроме того, 78,2 млн руб. потратят на различные «мотивационные» отраслевые программы в интересах крупных форм хозяйствования: проведение соревнований, смотр-конкурсов, доплаты к заработной плате руководителям и специалистам с высшим и средним специальным образованием.

В отдельную категорию мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, можно выделить проведение противопаводковых и мелиорационных работ, а также ветеринарных мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных болезней животных. На эти действительно важные цели будет направлено 1305 млн руб., или 15,1% средств бюджета.

 

Мал золотник, да дорог

И, наконец, на развитие и поддержку малых форм хозяйствования в отрасли, т.е. крестьянских и фермерских хозяйств, будет направлено 90,7 млн руб. – 1% от общего объема бюджетных средств, выделенных на реализацию программы.

При этом ожидаемый прирост производства продукции крестьянских (фермерских) хозяйств к 2025 г. составляет 55%, в то время как для всей отрасли в целом доводится рост на 14,5% по растениеводству и 13,8% по животноводству. Как отмечают сами авторы программы, рентабельность продаж в этом секторе за последние годы не опускалась ниже 18%, тогда как по крупным формам хозяйствования планируется выйти на 10% только к 2025 г.

В документе отмечается, что малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе насчитывают около 960 тыс. личных подсобных хозяйств и более 3 тыс. крестьянских (фермерских) и обеспечивают рабочие места для более чем 10 тыс. человек.

Однако удельный вес фермерства в общем объеме производства сельхозпродукции остается незначительным – 2,7%, несмотря на то, что эффективность такой формы хозяйствования не вызывает сомнений даже у авторов программы.

«Крестьянские (фермерские) хозяйства в настоящее время демонстрируют положительную динамику производственных и экономических показателей. В отрасли растениеводства объемы производства зерновых и зернобобовых культур, картофеля в фермерском секторе по сравнению с 2015 г. увеличились в 1,3 раза, фруктов и ягод – в 3 раза. В животноводстве производство молока возросло в 1,6 раза, объемы реализации крупного рогатого скота и птицы на убой (в живом весе) – в 1,1 раза», отмечается в документе.

Несмотря на явные достижения и высокую эффективность, в целом в отрасли предпочтение по-прежнему отдается поддержке крупных хозяйств и масштабным инвестиционным проектам. Хотя как раз частным инициативам в сельской местности можно было бы уделить больше внимания и выделить больше средств поддержки.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений