$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СТРАХОВКА ДЛЯ «БЕЛОГО СЛОНА»©

20.09.2013

Меры, вводимые Указом Президента от 13.09.2013 № 430 в целях оптимизации условий проведения в 2014 году в г. Минске чемпионата мира по хоккею, заставляют в очередной раз задуматься о цене подобных мероприятий для экономики Беларуси.

К освобождению от ввозных таможенных пошлин и НДС товаров, предназначенных для проведения чемпионата мира по хоккею, добавилась льгота по НДС для швейцарской компании Infront Sports & Media AG, которая взялась оказывать стратегические консультации, выбирать официальных партнеров, размещать рекламу на форме белорусских хоккеистов. Но самой интересной выглядит норма о страховании убытков (потери прибыли) дирекции, Международной федерации хоккея и (или) компании в случае отмены, бойкотирования или переноса сроков проведения чемпионата из-за форс-мажорных обстоятельств.

БУДЕМ надеяться, что подобных неприятностей не случится. Но если сам чемпионат благополучно состоится в назначенные сроки, то это не гарантирует, что убытков удастся избежать. После того как отшумят ледовые баталии, придется решать будничные вопросы — кому и в каком размере оплачивать содержание спортивных арен: электричество, отопление, канализацию, охрану, кем заполнять спортивные сооружения и гостиничные номера. Ведь если стадион заполняется на 70–80% не по нескольку раз в месяц, а лишь 3–4 раза в год, то это сулит существенные убытки, большая часть которых ляжет на республиканский и местные бюджеты. Между тем ВВП не желает расти, на стране лежит немалый внешний долг, не хватает средств на строительство жилья, урезаются социальные расходы, лихорадит пенсионную систему.

Хоккей в мире любят, но его хватает и на телевидении. Последние турниры показали, что не так много фанатов, готовых пересечь океан или пол-Европы, чтобы поболеть за любимую команду «живьем». А ведь масштабное строительство не только спортивных, но и других объектов затеяно, прежде всего, для гостей. Почему-то власти уверены, что их приток будет достаточно стабильным, чтобы обеспечить окупаемость в приемлемые сроки гостиниц, экстренно возводимых сегодня в Минске.

Предполагается, что стадионы строятся не только к олимпиадам и чемпионатам, но и ради будущего национального спорта. Однако наши спортклубы и сейчас не в состоянии выйти на самоокупаемость, а финансирование из бюджета и за счет спонсоров (не всегда добровольных) постоянно грозятся урезать. Что же будет, если добавить клубам расходы на содержание или аренду спортивных арен?

МИРОВАЯ практика показывает, что окупить удалось только олимпиады в Лос-Анджелесе (1984) и Атланте (1996), причем последняя принесла почти 30% прибыли. Но это исключение — отрицательных примеров куда больше. Так, игры в Мюнхене в 1972-м принесли 130 млн. USD убытка, в Монреале в 1976-м — около 1 млрд., в Афинах в 2004-м — несколько миллиардов, заложивших основу будущего кризиса. Зачастую реальный масштаб потерь тщательно скрывается. Например, чтобы профинансировать XXI Олимпийские зимние игры в Ванкувере в 2010 г., канадским властям пришлось поднять акцизы на сигареты, сократить расходы на здравоохранение на 330 млн. USD, на 80% урезать бюджет министерства культуры и расходы на образование. Телекомпания NBC, транслировавшая соревнования в США, потеряла в Ванкувере 200 млн. USD, потому что не смогла распродать рекламное время.

Расчет на активизацию туризма тоже весьма зыбок. Скажем, на Олимпиаду в Лондон прибыло более 100 тысяч иностранных туристов, но обычно их в британской столице в августе втрое больше. Причем они не на стадионах сидят, а ходят по музеям, магазинам, ресторанам и пабам, всячески содействуя доходам местного бизнеса. Но здесь сработал интересный феномен: «традиционные» туристы отложили поездки, чтобы не толкаться среди спортивных фанатов. Кстати, случись у нас резкий наплыв гостей, нажиться на них государство не позволит: Указ № 430 требует принять меры, направленные на исключение необоснованного роста цен на услуги гостиниц и услуги организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся общественным питанием, в период проведения чемпионата. Впрочем, лондонский опыт был совершенно иным: выручка местных музеев и театров упала на 30–35%, такси простаивали без дела, а отелям пришлось снизить ранее завышенные цены почти на 25%.

При обсуждении экономических последствий строительства, связанного с проведением спортивных мегатурниров, часто используется биржевое понятие «белый слон». Так называют проекты, расходы на которые заведомо превышают возможную прибыль. Пошло это выражение из Юго-Восточной Азии, где белого слона считают священным, поскольку он приснился матери Будды перед его рождением. Знатные богатеи дарили друг другу таких животных, но обычай запрещал использовать их на работах, и они превращались в обузу для хозяина. Разумеется, организаторы олимпиад и чемпионатов в своих детищах «белых слонов» видеть не желают. Они уверяют, что у стадионов и гостиниц перспективы эксплуатации на регулярной основе имеются, напоминают о престиже страны и т.п. Но за обещаниями и драпировкой высоких материй кроются зачастую непомерные траты, зияющие бюджетные дыры, долги, а порой и масштабная коррупция.

ПРОВЕДЕНИЕ масштабных спортивных турниров никогда не было для принимающей страны выгодным экономическим проектом. Расходы на строительство спортивных объектов и необходимую инфраструктуру, как правило, выше, чем доходы, получаемые от продажи билетов, прав на трансляции и туризма. Подготовка и проведение олимпиад и чемпионатов позволяют создать потенциал, который при умелом подходе может приносить экономический эффект в течение длительного времени. Это и проведение крупных международных соревнований на созданных объектах в будущем, туризм, использование построенной транспортной и энергетической инфраструктуры для дальнейшего развития экономики страны. Часто также упоминают возможность привлечь к себе внимание всего мирового сообщества и сформировать свой позитивный имидж на международной арене.

Вот только конвертировать весь этот потенциал в экономический эффект удается далеко не всегда. Сегодня немногие вспоминают блеск афинской или пекинской олимпиад, все заслонили текущие экономические и политические неурядицы. Яркий пример тому — чемпионат по футболу в ЮАР. Построенные к его проведению стадионы и инфраструктура простаивают, принося стране немалые убытки. В Бразилии недавно прошли бурные и массовые протесты против непомерных расходов на организацию чемпионата по футболу и олимпийских игр — и лозунг «школы вместо стадионов» был услышан правительством.

Сегодня белорусские власти планируют, что число организованных туристов, приезжающих в Беларусь, вырастет с 118,7 тыс. в 2012 г. до 160 тыс. в текущем году, т.е. на 34,8%, а в 2014-м — еще на 9,4%. В то же время число средств размещения (гостиниц) вырастет с 471 до 656 в 2013-м и 686 в 2014 г., а их вместимость — с 28 452 до 45 530 и 48 729 соответственно. Но, с другой стороны, по данным статистики, средняя загрузка гостиниц в республике снизилась с 52% в 2008 г. до 41% в 2011-м, в то время как число поездок иностранных граждан в республику выросло с 5262 тыс. до 5877,2 тыс., в т.ч. с целью туризма — снизилось с 122,3 тыс. до 67,5 тыс. Если этот тренд не изменится, то нынешнее масштабное гостиничное строительство обернется вопиющим переизбытком средств размещения. Конечно, хорошо забыть, как выглядит табличка «мест нет», но на финансовых результатах гостиниц это скажется не лучшим образом. Впрочем, кто сегодня рискнет прогнозировать будущее...

Леонид ФРИДКИН