Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Итоги
30.11.2018 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №90 (2194) от 30.11.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сто дней правительства Румаса в условиях новой «нормальности»

Традиционно для человека, который занял высокий пост, первые сто дней работы становятся рубежом, когда принято начинать подводить итоги его деятельности. Похоже, что Президент Беларуси решил ввести такую традицию и в нашей стране, назначив на следующий же день после истечения этого срока совещание, на котором заслушал доклад правительства, Нацбанка, облисполкомов и Мингорисполкома об оценке итогов текущего года и проектах на следующий год.

Формат таких мероприятий нам хорошо знаком: сначала глава государства озвучивает те проблемы, которые его больше всего интересуют, особо отмечая основные «болевые точки», затем приглашенные чиновники стараются ответить, что сделано для их решения.

Экватор пятилетки

Так уж повелось, что в Беларуси планы принято готовить на пятилетку. Стодневная «отсечка» срока пребывания нового премьер-министра на посту практически совпала с ее «экватором», что располагало к разговору о перспективах дальнейшего развития белорусской экономики и прочих важных вещах. При этом глава государства напомнил и об амбициозной задаче – построить устойчивую и конкурентоспособную экономику с уровнем ВВП не менее 100 млрд USD. А для этого нужно уже сейчас определить точки роста, которые позволили бы  добиться такого результата.

По его мнению, благополучие страны зависит в т.ч. и «от способности экономики отвечать на глобальные вызовы, которых сегодня немало». Санкционные режимы, геополитическая нестабильность, торговые войны – это уже новая «нормальность».

Президент достаточно благосклонно оценил отдельные достижения правительства: рост наблюдается почти во всех отраслях экономики, цены стабилизировались, доходы населения растут вместе с пенсиями, даже внешняя торговля – одна из главных наших бед – вышла в «плюс». Однако при этом он предостерег присутствующих от «иллюзии успеха».

Главе государства хорошо известно, что хорошие показатели наблюдаются во всем нашем регионе, и это заставляет его сделать вывод: «Мы лишь своевременно пользуемся воз­можностями очередной волны цик­лического, конъюнктурного роста». Его настораживает, что «основные тренды нашей экономики пошли в последнее время вниз, и Беларусь опять входит в зону развития с темпами ниже среднемировых». При этом «отставать нам неприемлемо», уверен Президент.

Рост экономики

Возразить в этом вопросе что-либо трудно: достигнув локального максимума по темпам роста ВВП за первые два месяца 2018 года (5,7%), экономика затем резко затормозила до 3,5%. Так что премьер-министру в своем докладе осталось лишь сообщить, что правительство работает над сохранением в текущем году темпов роста на этом уровне. Иначе говоря, никакого «уверенного и в хорошем смысле агрессивного роста», на котором настаивал Президент, обещать он не может.

Сергеем Румасом была названа и главная причина падения – снижение производства сельхозпродукции,  при этом заявил, что «наверстать это отставание не­просто». В то же время правительство работает над решением этой задачи, и пока в годовой прогноз по росту ВВП мы «укладываемся». По итогам 10 месяцев выполнены все 7 ключевых показателей. При этом лишь столица, Витебская и Гродненская области находятся «в границах прогноза» по росту, все остальные регионы отстают.

Уже после совещания премьер-министр назвал «точки роста» экономики, которые уже были озвучены в программе деятельности правительства, не так давно одобренной депутатами. В их число входит несколько крупных инвестпроектов, в которые вложено немало денег: пришло время получать от них отдачу. Также упор будет сделан на стимулировании малого и среднего бизнеса, ускоренном развитии ИТ-сферы и транспортных услуг.

Что касается следующего года, то С. Румас уверен, что практически все показатели, определенные про­граммой социально-экономического развития страны, будут выполнены. Более того, правительство предполагает, что нас порадуют и итоги пятилетки (2020 год), за исключением разве что прогноза по привлечению инвестиций.

Человеческий потенциал

По мнению Александра Лукашенко, для достижения любой, самой амбициозной цели у нас есть главное – человеческий потенциал. «Раз есть люди, кадры, способные реализовывать эту задачу, значит, мы ее можем решить», – считает он.

Но, как известно, людей надо кормить и поить, а кадрам – платить зарплату, желательно, достойную. А вот с этим у нас в следующем году будет не очень просто. Если реальный рост зарплаты за 10 месяцев т.г. составил 112,3% к аналогичному уровню 2017 года, что существенно превышает все прогнозы, и мы не «добрали» лишь 30 копеек до тысячи рублей, а в реальном секторе уже превысили ее, достигнув 1075 BYN, то планы на следующий год гораздо скромнее.

Премьер-министр озвучил ее предполагаемый уровень на 2019 год: не менее 1025 BYN (в среднем по году), а в бюджетной сфере – 820 BYN, что составляет  80% от средней зарплаты по стране (сейчас – 77%). Можно прикинуть, что это означает около 1050 BYN на конец следующего года, т.е. рост средней зарплаты составит лишь 5% по сравнению с декабрем т.г. При прогнозируемом уровне инфляции в те же 5% это, вообще говоря, свидетельствует о нулевом росте реальной зарплаты в следующем году, что откровенно огорчает.

Сергей Румас также сообщил о планах правительства продолжить в 2019 году сближение минимальной зарплаты и минимального потребительского бюджета, чтобы уже с 1 января 2020 г. эти величины, наконец, сравнялись. Кроме того, по его словам, минимальная заработная плата с 1 января 2020 г. должна вырасти на 23,6% и составить 377 BYN (сейчас – 305 BYN). Напомним, что ранее озвучивались планы увеличить ее в 2019 году до 330 BYN.

Бюджет – 2019

Часть вопросов со стороны Президента была адресована не премьер-министру, а другим присутствующим на совещании. Так, министру финансов Максиму Ермоловичу пришлось отвечать за бюджетное планирование и направления ис­пользования бюджетного профицита текущего года (а по итогам 9 месяцев он уже достиг 3,4 млрд BYN).

После совещания министр поделился соответствующей информацией. Часть профицита бюджета, которая образуется за счет т.н. конъюнктурных доходов, связанных с внешнеэкономической деятельнос­тью (например, с увеличением цены на нефть по сравнению с заложенной в бюджет), в полном объеме направляется на погашение обязательств по внешнему долгу. Вторая часть, полученная за счет поступления дополнительных налоговых доходов, используется для повышения зарплат бюджетникам.

Бюджет–2019 будет иметь большую социальную направленность по сравнению с текущим годом. В частности, все социальные расходы (образование, здравоохранение, социальная политика) увеличатся в реальном выражении более чем на 5%, а в номинальном – на 11–12%, что не может не радовать.

Упомянул М. Ермолович и о госдолге, работа по снижению которого будет активно вестись. В частности, 2 млрд USD, которые планируется привлечь на внешних финансовых рынках путем выпуска долгосрочных ценных бумаг в 2018–2020 гг. в рамках недавно принятого Указа Президента от 23.11.2018 № 458, будут направлены на его погашение. А всего нам придется за этот период отдать кредиторам 5,4 млрд USD в эквиваленте. Однако все это не должно помешать Беларуси снизить уровень госдолга с нынешних 38–39% ВВП до 25% ВВП к 2025 году.

Нацбанк спокоен

Легче всего, на наш взгляд, было отчитываться председателю правления Нацбанка Павлу Каллауру. В частности, он сообщил, что золотовалютные резервы в 2019 году будут  поддерживаться на текущем уровне в 7,1 млрд USD, что позволяет оплатить двухмесячный импорт страны. Хотя по ранее принятым планам мы не должны опускаться ниже 6 млрд USD.

Кроме того, П. Каллаур рассчитывает, что процентные ставки по кредитам в целом будут продолжать снижаться: «Они будут стремиться к однозначным величинам. В первую очередь речь идет о ставке рефинансирования. Вслед за ней мы ожидаем и дальнейшего снижения ставок по рублевым кредитам». Напомним, что сейчас ставка рефинансирования со­ставляет 10% годовых, уменьшившись до этого уровня за два года с 18%.

Налоговый кодекс

Некоторые опасения у специалистов вызывала судьба Налогового кодекса, проект которого был пред­ставлен главе государства вместе с бюджетом на следующий год. От­дельные аналитики даже предсказывали, что он, как и в прошлом году, будет отправлен Александром Лукашенко на серьезную доработку, и Новый год мы снова встретим без этого основополагающего документа, что существенно усложнит работу.

Однако, к счастью, «гроза прошла мимо». Несмотря на всю критику – а Президент даже назвал этот документ «сырым» и потребовал его «дошлифовать» – в целом он одобрил проект. Хотя и поручил правительству, обеим палатам парламента и Администрации Президента еще раз внимательно проанализировать его нормы, «чтобы на рассмотрение депутатов был вынесен уже абсолютно выверенный документ».

Подробнее о том, как это будет происходить, см. «Налоговый кодекс должен быть простым и понятным».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений