Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ставка рефинансирования снова повышена. Что дальше?

15 июля 2021 г. Нацбанк принял решение об очередном повышении ключевых ставок. Ставка рефинансирования увеличена на 0,75 базисных пункта – до 9,25% годовых. Аналогичное увеличение коснулось ставок по другим финансовым инструментам – депозиту и кредиту овернайт, которые с 21 июля вырастут до 8,25 и 10,25% соответственно.

 

Инфляция – чужая или все же своя?

Данное решение стало ответом регулятора на дальнейший рост инфляции, которая по итогам 1-го полугодия в годовом выражении ускорилась до 9,9% при официальном годовом 5%-ном прогнозе. Справедливости ради стоит отметить, что такой значительный рост потребительских цен характерен не только для Беларуси – с инфляцией в текущем году столкнулись многие страны мира разных уровней экономического развития, включая наших ближайших соседей. Например, в июне годовая инфляция в России составила 6,5% (против 6,02% в мае), в Украине – 9,5% (на уровне мая), Польше – 3,3% (май – 2,9%), Литве – 3,6% (на уровне мая).

Поэтому утверждение об импортируемом характере инфляции по большей части верно. И в то же время это не объясняет, почему в Беларуси темпы роста потребительских цен остаются одними из самых высоких на постсоветском пространстве, и это при том комплексе мер, которые были приняты со стороны правительства для противодействия снижению покупательной способности денег и укрепления национальной валюты, которое наблюдалось во II квартале 2021 г. Среди внутренних факторов, содействующих дальнейшему росту цен, Нацбанк выделяет повышенные инфляционные ожидания экономических агентов. Однако не меньший вклад в этот процесс внесли отдельные решения правительства, связанные с введением специальных налогов и повышением некоторых тарифов.

Примечательно, что регулируемые цены и тарифы в 1-ом полугодии 2021 г. выросли на 9,6%, хотя именно этот компонент инфляции должен быть своеобразным якорем, замедляющим рост потребительских цен. Декомпозиция прироста регулируемых цен, произведенная МАРТ, показывает, что 6,9% прироста в данной области приходятся на три группы – медикаменты (2,5%), жилищно-коммунальные услуги (3%), топливо (1,4%), ценообразование которых во многом зависит от государственной тарифной и налоговой политики. Поэтому отчасти более высокая инфляция, которую мы наблюдаем в текущем году, – это плата за новые источники доходов для государственного бюджета, которые изыскивались в конце 2020 г. для минимизации его дефицита.

 

Прогнозы и последствия

Что же касается дальнейших прогнозов, Нацбанк ожидает сохранения повышенного инфляционного фона до конца 2021 г., однако рассчитывает удержать рост потребительских цен в пределах 9%. Это означает, что регулятор все же надеется на замедление инфляции к концу текущего года. Аналогичные прогнозы дает и Евразийский банк развития, базовый сценарий которого для нашей страны предполагает инфляцию на уровне 8,7%. Пока же подобный прогноз выглядит довольно оптимистично, если учесть, что впереди еще 6 месяцев, а инфляция и не думает замедляться. В то же время такое прогнозирование говорит о том, что Нацбанк не рассчитывает повышать ставку рефинансирования как минимум до конца 2021 г. Текущее повышение до 9,25% при прогнозируемом уровне инфляции в 9% означает, что регулятор взял небольшое упреждение с расчетом на то, что его значения будет достаточно для того, чтобы участники рынка могли сбалансировать свои активы и пассивы.

Для белорусской экономики повышение ставки рефинансирования означает прежде всего изменение стоимости капитала – дальнейшего повышения ставок по банковским вкладам и удорожание стоимости кредитов. Отметим, что такая необходимость назрела давно. Как мы писали ранее («Что происходит с банковскими вкладами», «ЭГ» № 41 за 04.06.2021), именно разворот ставок по депозитам позволил банкам противопоставить оттоку средств по банковским вкладам в иностранной валюте увеличение вкладов в белорусских рублях. И для того, чтобы закрепить эту тенденцию, ставки по вкладам должны отражать те риски, которые существуют сегодня применительно к инвестициям в национальной валюте. Тем более что тенденция к изъятию средств из банков продолжается – только за май белорусы забрали из финансово-кредитных учреждений свыше 200 млн USD. Более высокие ставки по депозитам в сочетании с сохранением курса доллара в диапазоне 2,5–2,65 бел. руб. формируют привлекательные условия для размещения национальной валюты в банковские депозиты. А поскольку большая часть рублевых вкладов открывается на безотзывных условиях, это создает хороший задел для стабилизации банковской системы.

Повышение ставок по кредитам полезно тем, что оно поддержит предложение кредитных продуктов от банков. В противном случае мы могли бы наблюдать дальнейшее сокращение объемов банковского кредитования, как это было во 2-ом полугодии 2020 г. Бесспорно, более дорогие кредиты нельзя называть доступными, но они хотя бы будут в наличии для тех, кому банковское кредитование необходимо. В статье «Рынок жилой недвижимости восстановился» («ЭГ» № 53 за 16.07.2021) мы писали, что одним из факторов, поддерживающих спрос на рынке недвижимости, является доступность кредитования. Несмотря на то что кредиты на приобретение жилья стали дороже, они по-прежнему остаются востребованными среди граждан и поддерживают спрос. В противном случае ни о каком восстановлении рынка речь бы не шла.

Отдельно стоит выделить влияние повышения ставок рефинансирования на кредитование реального сектора экономики. Безусловно, для капиталоемких отраслей повышение расходов на обслуживание долга означает дальнейшее сокращение прибыльности. Однако можно предположить, что, несмотря на повышение ставки, «особые условия» для отдельных предприятий (мы имеем в виду прежде всего госсектор) сохранятся и впредь. Если посмотреть на средние ставки по кредитам для различных отраслей экономики, увидим, что сельское хозяйство и реальный сектор имеют самые низкие ставки, недоступные сегодня ни частному сектору, ни простым гражданам: соответственно 7,39% и 11,82% годовых в рублях (май 2021 г.). Если политика сохранения низких ставок для предприятий госсектора продолжится, это будет означать дальнейшее сокращение процентной маржи банков, поскольку доходы банков будут ограничены, а расходы за привлеченные средства по более высоким ставкам возрастут. Долгосрочно это приведет к сокращению прибыльности белорусских банков, а значит, и их возможности по формированию резервов.

Кроме того, сохранение практики предоставления нерыночных кредитов сужает возможности по кредитованию банками государственного сектора, поскольку для сохранения финансовой устойчивости и соответствия требованиям регулятора банки должны будут поддерживать определенный паритет между рыночными и нерыночными кредитами, ограничивая долю последних. Это может означать изменение структуры предоставляемых заимствований – с их смещением в пользу коротких продуктов, например для финансирования экспортных контрактов, и отказом от длинных инвестиционных кредитов. Если мы правы, профинансировать новый инвестиционный цикл, о котором много говорилось в последнее время, будет чрезвычайно сложно, а значит, простимулировать экономический рост за счет финансовых инъекций будет труднее.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by