Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеграция
13.07.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ©

На прошедшей в Минске 42-й сессии Парламентского Собрания Беларуси и России депутаты утвердили исполнение бюджета Союзного государства за 2010 г., рассмотрели предварительные итоги реализации на территории двух стран программы по борьбе с преступностью. В очередной раз обсуждались нерешенные проблемы правовой базы по учету союзной собственности.

 

мешают развитию экономики

Союзного государства

На прошедшей в Минске 42-й сессии Парламентского Собрания Беларуси и России депутаты утвердили исполнение бюджета Союзного государства за 2010 г., рассмотрели предварительные итоги реализации на территории двух стран программы по борьбе с преступностью. В очередной раз обсуждались нерешенные проблемы правовой базы по учету союзной собственности.

Бюджет Союзного государства (далее — СГ) на 2010 г. составил 4,872 млрд. RUВ. Доходная часть увеличилась при этом на 294,1 млн. RUВ за счет остатков средств, образовавшихся в прошлые годы. Госсекретарь интеграционного объединения Григорий Рапота в своем выступлении в числе приоритетных направлений финансирования назвал фундаментальные научные исследования, социальную политику, культуру, СМИ, образование и здравоохранение.

Исполнение бюджета 2010 г. оказалось более успешным, чем в 2009 г. Однако, как и в предыдущие годы, расходы профинансированы не полностью — в этот раз на 97,3% от утвержденных бюджетной росписью. Полностью освоили выделенные средства 12 из 34 распорядителей, которыми являются министерства и ведомства двух стран. Менее чем наполовину исполнены расходы Федеральной таможенной службой России — 34,2% и Государственным таможенным комитетом Беларуси — 40,7%. Всего недоосвоено 83 463,3 тыс. RUВ.

Как отметил председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Владислав Резник, по-прежнему значительный объем ассигнований осваивается в последнем квартале финансового года, что негативно отражается на результативности использования средств.

В целом из 25 статей бюджета на 2010 г. не выполнены лишь две, в т.ч. ст. 21 — в части финансирования программы «Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток» и ст. 22 — в части принятия Совмином СГ решения об изменении условий проведения реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным из союзного бюджета, по программе «Развитие дизельного автомобилестроения». В первом случае проект программы не был представлен на утверждение, во втором — документы не согласовал Минфин РФ.

Причины несвоевременного освоения средств и возникновения целевых остатков в сумме 174,3 млн. RUR наряду с несовершенством правовой базы кроются также в ненадлежащей организации отдельными госзаказчиками выполнения мероприятий, сказывается, в частности, позднее начало и длительность проведения конкурсных процедур по определению исполнителей совместных программ и заключению соответствующих договоров.

В то же время ряд министерств в последние годы смогли более четко наладить работу. И неисполнение в полном объеме расходов по ряду разделов функциональной классификации, по словам В.Резника, иногда вызвано более эффективной, чем раньше, организацией проведения конкурсов на выполнение работ и закупку оборудования, что привело к значительной экономии средств. Не случайно бюджеты СГ на 2011 и 2012 гг. содержат положения о повышении эффективности использования целевых остатков бюджетных средств.

Из 7 программ, завершение которых намечалась на 2010 г. (всего из бюджета финансировалось 45 программ и мероприятий), две выполнялись с серьезным отставанием, и их реализация была продлена на 2011 г.

Понятно, что на заседании в центре внимания оказался вопрос о союзной собственности. Причем особенно беспокоит он наших союзников. Российские депутаты в ходе сессий Парламентского Собрания постоянно напоминают, что вся собственность, созданная за счет совместного бюджета, в Беларуси учтена (всего на территории нашей страны находится более 500 тыс. единиц такой собственности), в РФ данных на этот счет нет. Неизвестно, кто пользуется плодами союзных программ, являющихся, как правило, интеллектуальными продуктами.

О том, что нормативно-правовая база СГ в этой сфере совершенствуется, отметил в своем докладе и В.Резник. Однако до сих пор не завершена подготовка новой редакции Порядка формировании и исполнения бюджета СГ, учитывающей положения уже вступивших в силу актов Союзного государства и подтвердивших на практике эффективность механизмов исполнения бюджета. Годами не решается проблема учета союзной собственности. Так, не определен орган управления, уполномоченный вести реестр имущества СГ, что создает предпосылки утраты собственности. Не выполняется поручение Совмина СГ по разработке единой методики учета объектов, созданных и создаваемых за счет союзного бюджета. Кстати, подготовленные проекты ряда других документов по данному вопросу не согласовывает Минфин РФ.

В результате вовлечение в хозяйственный оборот участниками программ активов, созданных и приобретенных за счет бюджета СГ, как и использование соответствующих технологий, не имеет достаточной правовой базы и порождает проблемы с налогообложением.

Глава парламентской комиссии сообщил, что с 2005 г. не выполняется поручение Совмина СГ о представлении министерствами и ведомствами обеих стран предложений по дальнейшему использованию полученных в ходе реализации совместных программ результатов, включая опытные образцы оборудования, технологии и конструкторскую документацию. Затянулось решение вопроса о возможности подготовки программы по формированию единого миграционного пространства.

Депутаты напомнили, что вновь отложено принятие нормы, разрешающей размещение временно свободных средств на банковских депозитах, не определена и сама процедура их размещения, как впрочем, и порядок списания задолженности по кредитам, предоставленным из бюджета СГ, в случае ликвидации предприятия-должника. Не реструктуризируется задолженность по выданным бюджетным кредитам. Так, за 1998–2002 гг. их сумма достигла 1 670 352,2 тыс. RUВ, возвращено в 2002–2008 гг. 1 109 611,6 тыс. RUВ основного долга, в 2010 г. — 119,3 тыс. RUВ. Просроченная задолженность на начало текущего года по программам составляла 1 196 995,9 тыс. RUВ.

Как, впрочем, затягивается решение вопроса о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов СГ и их аппаратов, не урегулированы проблемы с предоставлением служебного жилья и командировками должностных лиц Постоянного комитета.

О некоторых просчетах в исполнении бюджета-2010, выявленных в ходе проверки контрольными ведомствами двух стран, проинформировал аудитор Счетной палаты РФ Алексей Кузьмицкий. По его словам, из-за недостаточно четкого планирования неэффективные расходы составили 9,9 млн. RUВ.

Парламентское собрание приняло решение о необходимости совершенствования бюджетного процесса, усиления дисциплины госзаказчиков по своевременной разработке, согласованию и выполнению программ СГ, дополнения правовой базы документами по учету, оценке и управлению союзной собственностью. Кстати, некоторые парламентарии считают, что понятие «союзная собственность» должно в ближайшее время появиться также в гражданских кодексах Беларуси и России. Запланировано также рассмотреть деятельность министерств и ведомств обеих стран по своевременному выполнению решений Совмина СГ.

Анна ФЕДОРОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений