Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Консультации
29.09.2017 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Станет ли Указ № 345 стимулом для развития белорусской глубинки

Указ Президента от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ № 345), вступивший в силу с 27 сентября 2017 г., устанавливает особый режим работы и налогообложения субъектов хозяйствования на территории сельской местности и малых городских поселений. Рассмотрим, на что смогут претендовать бизнесмены, которые решат заниматься торговлей, общественным питанием и бытовым обслуживанием на таких территориях.

Общие положения

Новый режим деятельности вводится Указом № 345 с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. В этот период юридические лица РБ (далее – юридические лица) и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Беларуси (далее – ИП), получают право осуществлять на территории сельской местности розничную торговлю в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг (далее – деятельность на территории сельской местности), а ИП и микроорганизации – на территории малых городских поселений общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг (далее – деятельность на территории малых городских поселений) с учетом установленных данным законодательным актом особенностей.

При этом для целей Указа № 345 под территорией сельской местности понимается вся территория Беларуси, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек, а под территорией малых городских поселений – территория поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой составляет от 2 тыс. до 10 тыс. человек. В свою очередь, под среднегодовой численностью населения понимается численность населения, указанная в статистическом бюллетене Белстата «Численность населения на 1 января 2017 г. и среднегодовая численность населения за 2016 год по Республике Беларусь в разрезе областей, районов, городов и поселков городского типа».

Действие Указа № 345 не распространяется:

– на розничную торговлю автомобильным топливом (дизельным топливом, автомобильным бензином, газом, используемым в качестве автомобильного топлива), механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами (полуприцепами, прицепами-роспусками), ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;

– на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Налогообложение

В соответствии с Указом № 345 обороты по реализации товаров (работ, услуг), возникающие соответственно от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, освобождаются от НДС.

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученная соответственно  от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, будет облагаться налогом на прибыль по ставке 6%, сниженной в 3 раза по сравнению с общеустановленной ставкой. Поэтому и доходы от деятельности на соответствующих  территориях, уменьшенные на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно согласно ст.ст. 168, 164–166 Налогового кодекса (НК), будут облагаться подоходным налогом по той же ставке 6%, если получающие их ИП являются плательщиками этого налога.

В свою очередь, ставка единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) за месяц для ИП, являющихся плательщиками этого налога и осуществляющих деятельность на соответствующих территориях, признаваемую объектом налогообложения единым налогом, составляет всего 1 базовую величину. При этом размер базовой величины определяется на дату представления ИП в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по единому налогу.

Кроме того, на территории сельской местности капитальные строения (здания, сооружения), которые являются торговыми объектами, объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и находящиеся в госсобственности земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки у юридических лиц при условии осуществления ими в календарном месяце деятельности на территории сельской местности в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях).

В свою очередь, на территории малых городских поселений капитальные строения (здания, сооружения), которые являются объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки у микроорганизаций при условии осуществления ими в календарном месяце деятельности на территории малых городских поселений в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях).

При этом для целей Указа № 345 под микроорганизацией будет пониматься юридическое лицо со средней численностью работников за календарный месяц не более 15 человек. В свою очередь, средняя численность работников должна определяться по календарному месяцу, за который применяются установленные Указом № 345 льготы, и рассчитываться как сумма исчисленных за календарный месяц списочной численности работников, средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей и средней численности лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам.

Таким образом, освобождение от налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю на территории малых городских поселений в рамках Указа № 345 предусмотрено не для всех юридических лиц, а только для микроорганизаций и лишь по объектам общественного питания и бытового обслуживания, а также земельным участкам, на которых они расположены.

Отметим, что действие перечисленных налоговых льгот распространяется только на населенные пункты и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности и малых городских поселений, перечень которых определяется областными Советами депутатов. Другими словами, Указом № 345 предусмотрен своеобразный «фильтр» в виде местных органов власти, которые могут вывести те или иные территории и населенные пункты из-под действия этого законодательного акта.

Еще одно (пусть и незначительное) препятствие на пути применения установленных Указом № 345 льгот – это необходимость ведения в установленном законодательством порядке раздельного учета оборотов (выручки, доходов) по (от) реализации товаров (работ, услуг), на которые распространяются льготы по НДС, налогу на прибыль, единому и подоходному налогу, а для целей применения пониженных ставок по налогу на прибыль и подоходному налогу – еще и затрат (расходов) по производству и (или) реализации этих товаров (работ, услуг).

Также отметим, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности на соответствующих территориях ИП, являющимися плательщиками единого налога, освобождается от его доплаты, предусмотренной в п. 9 ст. 299 НК.

Кроме того, установлено, что у ИП и юридических лиц:

– для применения освобождения от НДС, предусмотренного Указом № 345, распределение налоговых вычетов по НДС должно осуществляться методом раздельного учета;

– не подлежат вычету суммы НДС по товарам, имеющимся в остатках на дату, с которой обороты по реализации таких товаров (товаров, произведенных с использованием имевшихся в остатках товаров) освобождаются от НДС в соответствии с Указом № 345.

Что касается льгот по налогу на недвижимость, земельному налогу и арендной плате за землю, то они предоставляются по капитальному строению (зданию, сооружению) и земельному участку в целом независимо от направления использования (неиспользования) их частей, не относящихся к объектам торговли, общественного питания или бытового обслуживания. При этом льготы по налогу на недвижимость предоставляются в квартале, в котором юридическое лицо имеет право на льготу.

Сведения о льготах и объектах, используемых при осуществлении деятельности в сельской местности и в малых городских поселениях, должны отражаться ИП и юридическими лицами в налоговых декларациях (расчетах) в порядке, установленном МНС.

Оказание бытовых услуг

Являющиеся плательщиками единого налога ИП, которые оказывают бытовые услуги, смогут применять ставку единого налога в размере 1 базовой величины только в случае оказания населению бытовых услуг, виды которых перечислены в приложении к Указу № 345.

При этом согласно приложению к Указу № 345 в перечень бытовых услуг населению, оказываемых ИП, являющимися плательщиками единого налога, на территории сельской местности и малых городских поселений, на которых распространяется льготная ставка этого налога, входят 17 видов бытовых услуг, а именно:

– производство мебели по заказам потребителей, включая монтаж, установку мебели собственного производства;

– ремонт предметов личного пользования и бытовых изделий, ручного электрического инструмента, ручного пневматического и механизированного инструмента, ковров и ковровых изделий, кроме ремонта швейных, трикотажных изделий и головных уборов;

– производство по заказам потребителей одежды (в т.ч. головных уборов), готовой трикотажной одежды машинной и ручной вязки, обуви, ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;

– деятельность в области фотографии, видеосъемка событий;

– услуги парикмахерских и салонов красоты, татуировка, пирсинг, нательная живопись, перманентный макияж;

– чистка и уборка жилых помещений;

– изоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотницкие работы, устройство покрытий пола и облицовка стен, малярные и стекольные работы, электромонтажные и прочие отделочные работы, а также кровельные работы, работы по обеспечению гидроизоляции;

– производство изделий из бетона, гипса, цемента, резка, обработка и отделка декоративного и строительного камня, производство готовых металлических изделий по заказам потребителей;

– деятельность по обеспечению физического комфорта;

– аренда автомобилей, прочих машин, оборудования и материальных активов, аренда, прокат прочих предметов личного потребления и бытовых товаров, прокат видеокассет и дисков с записью;

– тиражирование записанных носителей информации;

– ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования;

– стирка, химическая чистка и окрашивание тек­стильных и меховых изделий;

– производство деревянных строительных кон­струкций и столярных изделий, включая монтаж и установку изделий собственного производства, производство из пластмассы и поливинилхлорида дверных полотен и коробок, окон и оконных коробок, жалюзи, включая монтаж и установку изделий собственного производства;

– деятельность дизайнеров, художников-оформителей, выполнение работ по оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест;

– производство по заказам потребителей готовых текстильных изделий, ковровых изделий ручной выработки, кроме одежды, ремонт брезентов, палаток, тентов, парусов;

– услуги по организации похорон и предоставление услуг, связанных с ними.

Что касается бытовых услуг, оказываемых ИП, не являющимися плательщиками единого налога, и юридическими лицами, то для применения особого режима, предусмотренного Указом № 345, они могут оказывать любые бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», за исключением бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Единственное ограничение – деятельность они должны осуществлять на территории сельской местности и малых городских поселений.

Розничная торговля алкогольными напитками

Кроме достаточно очевидных последствий принятия Указа № 345, некоторые его нормы вызывают определенные вопросы. Так, подп. 1.3 п. 1 законодательного акта снимаются действующие ограничения на осуществление юридическими лицами розничной торговли алкогольными напитками в магазинах и (или) павильонах с торговой площадью менее 50 м2, расположенных на территории сельской местности, естественно, при условии соблюдения других ограничений в области оборота алкогольных напитков, установленных законодательством. Более того, им разрешается осуществлять такую торговлю на территории сельской местности даже с использованием автомагазинов независимо от наличия у таких юридических лиц магазина и (или) павильона, в которых осуществляется розничная торговля алкогольными напитками. Правда, при этом им придется согласовать с местным исполнительным и распорядительным органом маршрут движения такого автомагазина и ассортиментный перечень товаров для него, а затем их соблюдать.

Что касается ИП, которым розничная торговля алкогольными напитками в нашей стране вообще запрещена, за исключением продажи алкоголя в розлив в пунктах общественного питания, то они также смогут осуществлять такую торговлю в расположенных на территории сельской местности магазинах и (или) павильонах независимо от их торговой площади.

Иные льготы

Юридическим лицам, осуществляющим розничную торговлю, доля которых в объеме розничного товаро­оборота продовольственных товаров в границах районов, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20%, дано право приобретать и арендовать на территории сельской местности в границах этих районов дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Данная норма открывает возможность расширения для торговых сетей, правда, только в сельской местности, что вряд ли их заинтересует.

И еще одно послабление, предусмотренное Указом № 345 для субъектов хозяйствования, – это возможность отчуждения им капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений (далее – объекты недвижимого имущества), находящихся в собственности Республики Беларусь, на возмездной основе без проведения аукциона по рыночной стоимости, естественно, только для осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению на территории сельской местности и (или) малых городских поселений.

Решение о таком отчуждении объектов недвижимого имущества, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, может приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию их создания и возникновения прав на такие объекты. При этом оформление правоудостоверяющих документов на объекты недвижимого имущества и земельные участки, на которых они расположены, выполнение работ по изготовлению землеустроительного дела, технической инвентаризации объектов и (или) изготовлению технического паспорта на них, получение заключения о надежности, несущей способности и устойчивости конструкций объекта (в случае необходимости выполнения указанных работ) должны быть осуществлены до продажи таких объектов и за счет средств ИП и юридических лиц. Правда, стоимость приобретаемого объекта недвижимого имущества будет уменьшена на сумму платы за совершение указанных действий, которая не должна превысить стоимости объекта.

Заключительные положения

Совмину поручено в 6-месячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Указом № 345 и принять иные меры по его реализации.

В свою очередь, областные Советы депутатов должны до 1 декабря 2017 г. принять решения об утверждении перечня населенных пунктов и территорий вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности и малых городских поселений, на которые распространяются льготы, предусмотренные Указом № 345, за исключением права на осуществление розничной торговли алкогольными напитками, которое не зависит от «мнения» этих органов власти. А местным Советам депутатов рекомендовано до той же даты определить порядок распоряжения имуществом, находящимся в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, согласно Указу № 345.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by