Спорные и бесспорные нормы Закона об отсрочках

Оперативно принятый обеими палатами Национального собрания Закон от 23.07.2019 № 231-З «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» (далее – Закон) не лучшим образом скажется на подготовке специалистов.
В соответствии с Законом отсрочка от призыва для продолжения образования будет предоставляться только один раз. И теперь в армию будут забирать студентов, которые еще пару месяцев назад планировали поступать в магистратуру и аспирантуру или готовились к защите кандидатской диссертации.
Могут с облегчением вздохнуть те, кто зачислен «в установленном порядке на обучение в учреждения образования до 10.08.2019». Им разрешили реализовать свое право на отсрочку от призыва по нормам Закона, действовавшим до внесения в него изменений. Такое сообщение 07.08.2019 появилось на сайте Минобороны.
Принятие Закона связано с тем, что Вооруженные Силы испытывают трудности с комплектованием личного состава. Однако, решая эту проблему, правительство закладывает мину замедленного действия под систему подготовки кадров для всех отраслей.
Эксперты обращают внимание на ряд важных моментов. Так, перерыв в образовательном процессе снизит качество подготовки специалистов. Потери понесут и экономические отрасли, прежде всего ИТ-сфера. В сложной ситуации окажутся люди творческих профессий, например, музыканты. Снизится количество поступающих в ссузы, молодые люди будут стремиться сразу поступить в вуз.
Спору нет: все должны помнить, что защита государства – наша обязанность и священный долг. Однако полагаю, что еще до принятия Закона необходимо было просчитать, что важнее: то, что человек отслужит полтора года на военной службе, либо то, что общество получит образованного специалиста? Любые перерывы в обучении нежелательны!
Особо стоит обратить внимание на норму Закона о запрете приема на госслужбу граждан, не прошедших военную службу (не имея на то законных оснований). Так, ст. 39 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право равного доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, а ст. 41 – право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. То есть здесь нет подобных ограничений! Кстати, и ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека гласит:
«Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране».
Непонятно вообще, каким образом служба (либо ее отсутствие) в армии влияют на качества, необходимые госслужащему?
Кроме того, в данном случае мы получим и дискриминацию по половому признаку, поскольку для женщин, которые не обязаны служить в армии, подобных ограничений не существует.
Законодатели дополнили Кодекс об образовании нормой о том, что выпускники, добровольно поступившие на военную службу по контракту и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возврата в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных на их подготовку.
Уже неоднократно обращалось внимание на то, что практика принудительного распределения выпускников и обязанность возместить государству средства, затраченные на их обучение (при отказе от отработки по распределению) не соответствуют Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным нашей страной.
Так, согласно ст. 49 Конституции, среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Соответствующее образование каждый может получить на конкурсной основе в государственных учебных заведениях. Конституция не содержит указания на некое возмещение госсредств, затраченных на обучение. Напомню, что эти средства – бюджетные, а бюджет формируется в т.ч. за счет налогов, уплаченных гражданами.
И, естественно, не может не беспокоить, что решение о признании лица не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может принять не суд, а призывная комиссия. Наделение ее подобными полномочиями может стать источником коррупции.
Закон также ограничивает право гражданина на выезд из Беларуси, если он надлежаще оповещен о необходимости явки на мероприятия по призыву на военную службу и не является на эти мероприятия или не исполняет свои обязанности по воинскому учету.
Удивительно, официальные лица считают, что такое ограничение не является чрезмерным и соответствует нормам Конституции. А также отвечает общепризнанным принципам международного права, согласно которым ограничения прав и свобод должны быть предусмотрены законом и преследовать правомерные цели.
Но при таком подходе можно через закон ограничить любые права, гарантированные Конституцией. И опять же, беспокоит, что право на выезд может быть ограничено не судами, а военными комиссариатами (их обособленными подразделениями).
И еще одна небесспорная норма Закона: военкоматы наделяются правом получать на безвозмездной основе персональные данные граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы и (или) иным способом. При этом сбор, обработка и предоставление персональных данных указанных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований законодательства о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.