$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

СОЮЗНЫЙ ШЛАГБАУМ ПОРА ОКОНЧАТЕЛЬНО ПОДНЯТЬ©

09.10.2012

С упразднением таможенного и транспортного контроля на белорусско-российской и казахстанско-российской границах исчезли бесконечные очереди, выросла производительность автоперевозчиков. Теперь стоит более глобальная задача: сформировать объединенную транспортную систему ЕЭП, которая позволит отменить все ограничения для резидентов трех стран во всех сегментах общего транспортного рынка, включая внешний. Тогда конкуренция станет главным механизмом регулирования и можно будет рассчитывать на существенное снижение транспортно-логистических расходов предприятий ЕЭП, заявил на III Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» начальник управления внешнеэкономической деятельности и транспортной логистики Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей НЕГРЕЙ.

Развитая инфраструктура Беларуси открывает широкие возможности для развития транзитного потенциала и экспорта транспортных услуг. Объем последнего в 2011 г. достиг 2,1 млрд. USD, что на 25,7% больше, чем в 2010-м, а его доля в общем объеме экспорта услуг республики составила 25,3%. Суммарный доход от транзита по территории республики за 2011 г. составил 2,9 млрд.USD (на 18,5% выше, чем в 2010 г.), а доля транспортной отрасли в ВВП составляет 7,2%.

Сегодня на территории ЕЭП существуют различные подходы к допуску к международным автоперевозкам. Существующая разрешительная система между странами ТС не отвечает принципам интеграции и сдерживает развитие международных автоперевозок. Квотирование грузоперевозок серьезно мешает созданию конкурентной среды и наращиванию объемов транспортных услуг. Кроме того, как белорусское, так и российское, и казахстанское законодательство запрещает выполнение перевозок перевозчиком одной страны ТС на территории другой страны, если пункты погрузки и разгрузки находятся на территории этой страны.

Отмена этих ограничений позволила бы переориентировать часть грузопотока со складов соседних государств ЕС на транспортно-логистические объекты стран ЕЭП. Белорусской стороной подготовлен проект соответствующего Соглашения с учетом европейского опыта. Сегодня в странах ЕС действуют единые требования для перевозчиков в части резидентства, репутации, финансового положения, профессиональной компетенции. При этом нет никаких разрешений на выполнение всех видов международных автоперевозок грузов на территории ЕС перевозчиками, зарегистрированными в странах Евросоюза. Единственное ограничение — иностранный перевозчик, зарегистрированный в одной стране ЕС, после выполнения международной перевозки на территорию другой страны ЕС может выполнить не более трех перевозок на территории этой страны в течение 7 дней, после чего обязан покинуть ее.

Казахстан и Россия предлагают поэтапный подход к решению этих вопросов, что не позволяет транспортным комплексам трех стран экономически эффективно реализовать преимущества таможенного и экономического союза, полагает С.Негрей. По его словам, пока удалось решить лишь вопрос о перевозках без разрешений товаров третьих стран, растаможенных на территории ТС и приобретших статус товаров ТС. Кроме того, в июле 2012 г. Беларусь и Казахcтан договорились об отмене разрешительной системы на двусторонние и транзитные перевозки. А вот отмена разрешений на перевозки в/из третьих стран должна рассматриваться всеми участниками ЕЭП.

Учитывая позицию России и Казахстана целесообразно начать с отмены разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран для перевозчиков государств — членов ТС и ЕЭП при выполнении автоперевозок грузов, находящихся под таможенным контролем, между государствами ТС, если такие грузы переработаны и погружены на автомобили в логистических центрах стран ТС или прибыли на территорию ТС другими видами транспорта.

Существенным препятствием развития транспортно-логистических услуг в ТС является ст. 368 ТК ТС, в которой заложен принцип резидентства при декларировании товаров в рамках ТС — до вступления в силу международного договора государств — членов ТС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории ТС. Декларация подается таможенному органу государства — члена ТС, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров. Поскольку пока такой договор не принят, при декларировании товаров продолжает соблюдаться принцип резидентства. Когда же данное соглашение появится, иностранные товары после помещения на территории Беларуси под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления приобретут статус товаров ТС и смогут беспрепятственно (без разрешений на перевозку грузов в/из третьих стран, предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и т.п.) перемещаться дальше по таможенной территории ТС перевозчиками — резидентами ТС, в т.ч. белорусскими.

Еще одним направлением повышения конкурентоспособности на международном рынке может стать предоставление возможности выполнения перевозок иностранных товаров с применением книжки МДП по таможенной территории ТС между государствами — его членами. Этот вопрос должен быть решен при подготовке проекта Соглашения правительств государств —- членов ТС «Об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975 г. (далее — конвенция МДП 1975 г.) на таможенной территории Таможенного союза». При переработке в транспортно-логистических центрах республики грузов, перевозимых из ЕС и предназначенных для доставки в РФ или Казахстан, возникнет необходимость их дальнейшей доставки под таможенным контролем в указанные государства по национальной процедуре таможенного транзита или по международной процедуре транзита МДП в соответствии с Конвенцией МДП 1975 г. Пока же существует запрет выполнения таких перевозок с применением книжек МДП сужается применение различных взаимовыгодных схем доставки товаров, а конкурентоспособность транспортных и логистических операторов ЕЭП по сравнению с перевозчиками других стран остается низкой.

Татьяна АБРАМОВИЧ