$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Союзные риски для инвестора

30.03.2010

Надежды на то, что создание Таможенного союза будет способствовать активизации инвестиционных процессов в странах—участницах, надо соизмерять с особенностями нового правового регулирования, порой не совпадающего с национальным законодательством. Последствия таких различий могут серьезно огорчить инвесторов.

Как известно, инвестор и (или) организация, созданная им либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в установленном порядке, при реализации инвестпроекта освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (кроме уплаты НДС при ввозе товаров из России) при ввозе на таможенную территорию РБ оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестпроекта (абз.4 подп.2.2 п.2 Декрета Президента от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).

В то же время в соответствии с подп.7.1.11 п.7 Решения Комиссии Таможенного союза № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», принятым в г. Минске 27.11.2009 (далее — Решение № 130), освобождаются от ввозной таможенной пошлины технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства — участника Таможенного союза в рамках реализации инвестпроекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Очевидно, что Декрет № 10 вообще не ставит в зависимость регулирование инвестпроектов и предоставление соответствующей льготы по уплате таможенных платежей ни от вида деятельности, ни от сектора экономики. Поэтому буквальное толкование норм Решения № 130 позволяет делать вывод о том, что лишь часть проектов, подпадающих под требования Декрета № 10, одновременно может соответствовать подп.7.1.11. п.7 Решения № 130. Более того, на сегодня в Беларуси отсутствует специальное законодательство, устанавливающее приоритет того или иного вида деятельности или сектора экономики в свете Решения № 130.

Кроме того, согласно подп.7.1.11. п.7 Решения № 130 льгота предоставляется и в отношении сырья и / или материалов, если они не производятся в государствах — участниках Таможенного союза или если производимые в государствах — участниках Таможенного союза сырье и / или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестпроекта. При этом Комиссия Таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства — участника Таможенного союза перечни проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, ввозимых технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием этого имущества.

Таким образом, некоторые проекты, имеющие право на льготы, установленные Декретом № 10, могут и не оказаться в числе проектов, подпадающих под требования решения № 130. И совсем не обязательно, что предложения одного из государств — участников ТС о включении во второй перечень какого-то проекта будет принято комиссией. Между тем в Решении № 130 не уточняется, как быть с проектами и нужным для него оборудованием, которые комиссия не внесет в перечень. Ведь в решении нет специальной оговорки в отношении инвестпроектов, реализуемых в соответствии с Декретом № 10, как это сделано для товаров, ввозимых в целях проведения в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 г. (подп.7.1.9 п.7 Решения № 130).

Принципиально важно, что для толкования Решения № 130 явно недостаточно лишь мнения белорусских властей. Необходима согласованная позиция и иных стран — участниц Таможенного союза. А у некоторых из них может быть особый взгляд в отношении тех проектов, которые способны составить конкуренцию их национальному бизнесу. Поэтому выводы некоторых специалистов и госорганов о возможности применения льгот Декрета № 10 без противоречия Решению № 130 являются, на наш взгляд, несколько преждевременными.

Таким образом, к сожалению, можно предположить, что у инвесторов появился риск, связанный с вероятностью появления дополнительных расходов даже по уже заключенным инвестиционным договорам, не говоря уже о новых проектах. Остается лишь оценить такой риск и принять соответствующие решения.

Валентин ГАЛИЧ, юрист, заместитель директора ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»