Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеграция
03.06.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Союз с барьерами и обещаниями

На заседании Высшего Евразийского экономического совета, состоявшегося 31 мая в Астане, Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал сформировать собственный высокоразвитый единый рынок. Без этого Евразийский экономический союз не сможет эффективно проводить внутреннюю и внешнюю политику. Пока же в ЕАЭС не удается ни избавиться от существующих барьеров, ни обеспечить рост своих экономик и взаимной торговли.

Как бы ни эволюционировало интеграционное объединение – от Таможенного союза к Единому экономическому пространству и от него – к Евразийскому экономическому союзу, – количество изъятий и ограничений во взаимной торговле не изменилось, считает Президент РБ. По его оценке, оно так и осталось на уровне шести сотен. При этом равные экономические условия для государств – участников ЕАЭС и безбарьерная среда до сих пор не созданы.

Более того, после подписания договора внутренний торговый оборот в союзе только падает. Если в 2012–2013 гг. он составлял около 65 млрд. USD, то в 2015-м – всего 45 млрд. «Видимо, не все позиции договора соответствуют современной ситуации в экономике и нашим ожиданиям», – признал А.Лукашенко. Кроме того, по его мнению, не реализована инициатива о выработке механизма функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств – членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих стран.

Не видит глава Беларуси практических шагов по поддержке национальных производителей и экспорта промышленной продукции. Также надо усилить интеграцию в энергетической сфере, считает он.

«Наряду с этим давно обсуждается вопрос о создании единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Однако и здесь дальше разговоров дело не пошло», – напомнил А.Лукашенко.

Заметим, что одним из камней преткновения стала задача введения единых для всех стран ЕАЭС правил регистрации, экспертизы и маркировки лекарственных средств. Ожидалось, что это будет сделано с 1 января т.г., но все проблемы в данной сфере не урегулированы до их пор.

Чтобы уверенно вести диалог с внешними партнерами, надо сформировать собственный высокоразвитый единый рынок. «Надо самим быть сильными, укреплять всячески свой союз. Тогда нам легче будет вести диалог и с Евросоюзом, и с КНР, и с другими, – считает Президент РБ. – Тогда мы будем выступать с единых позиций, пока этого нет. А без этого Евразийский экономический союз не сможет эффективно реализовывать как внутреннюю, так и внешнюю политику».

По мнению президента РФ Владимира Путина, ситуация не столь драматична. Он уверял собравшихся, что на момент заключения договора в нем значилось не 600, а только 422 изъятия и ограничения свободной торговли. При этом 80 из них на сегодня уже устранены, ликвидация еще 30 находится в процессе согласования.

Так, единый рынок лекарств, например, должен заработать уже в текущем году, общий рынок электроэнергии – к 2019-му, что должно принести увеличение ВВП стран – членов ЕАЭС на 7 млрд. USD. В 2025 г. будут введены равные условия конкуренции на рынке углеводородов на территории ЕАЭС, что, по заверению В.Путина, даст совокупный эффект в газовой отрасли более 1 млрд., а в нефтяной – до 8 млрд. USD в год.

Пока на заседании стороны утвердили только концепции формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Планируется, что энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров и смогут закупать нефть и нефтепродукты по рыночной цене без количественных ограничений и экспортных пошлин. На аналогичных принципах будет формироваться и общий рынок газа. Кроме того, президенты утвердили основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов ЕАЭС на 2016–2017 гг., в которых определены наиболее важные краткосрочные и среднесрочные задачи, стоящие перед экономиками стран союза. Также обсуждались вопросы углубления экономических отношений с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями, в т.ч. с Евросоюзом и АСЕАН, текущие проблемы функционирования ЕАЭС.

Но все это – дело будущего. К сожалению, миллиарды, планируемые и обещанные через 6–9 лет, не способны закрыть кассовые разрывы, от которых страдает белорусская экономика сегодня. «От концепций до их воплощения в жизнь путь иногда бывает очень долгим. И причиной тому мы являемся сами, – сказал А.Лукашенко. – Поэтому Евразийской экономической комиссии необходимо усилить работу в этом направлении и принять исчерпывающие меры для реализации данных проектов».

Удастся ли ЕЭК справиться с таким пожеланием? Ведь у каждой из стран ЕАЭС имеются свои интересы и приоритеты, ради которых они сами требовали для себя отдельных изъятий и ограничений. А потому отказываться от них никто не спешит. Взамен Владимир Путин призвал союзников присоединиться к российской программе замещения импорта. Хорошие перспективы для совместных проектов открыты, по словам президента РФ, в 25 отраслях, в т.ч. в машиностроении, электронике и легкой промышленности.

При этом он не стал смущать коллег показателями, характеризующими импортозамещение, опубликованными недавно Росстатом. Названные российским президентом отрасли там вообще не упомянуты. Отмечен лишь рост в сельском хозяйстве, который, впрочем, в 2014–2015 гг. не выше, чем в среднем за последние 15 лет. Есть исключения, но неоднозначные. К примеру, резкий скачок производства сливочного масла, сыров и сырных продуктов слишком явно связан с широким применением пальмового масла, тогда как объемы производства молока остались на «досанкционном» уровне.

Специалисты объясняют столь скромные достижения российского импортозамещения высокими деловыми рисками и уменьшением потребительского спроса из-за снижения уровня жизни. Все это ограничивает инвестиционную ак­тивность бизнеса в самой Рос­сии. На саммите не были названы причины, благодаря которым может больше повезти предпринимателям из Беларуси и других стран ЕАЭС. К тому же неясно, как, например, белорусские производители автомобилей и сельхозтехники смогут получить доступ к тем преференциям, которыми пользуются их российские коллеги в рамках госпрограмм, утвержденных правительством РФ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by