Сотрудники весь день сидят: наниматель не уверен, что это правильно

Огромное число сотрудников организаций различных отраслей экономики проводят восьмичасовой рабочий день в офисе, в положении сидя и, как правило, за компьютером. В редакцию обратился руководитель компании с просьбой пояснить, существуют ли специальные требования законодательства при организации офисной работы за компьютером?
При сидячей работе на человека воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы: статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук; перенапряжение зрительного анализатора; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки; повышенная яркость света; монотонность труда; повышенный уровень электромагнитных излучений (при работе с компьютером и другой офисной техникой).
При работе в положении сидя, особенно за компьютером, могут возникнуть головная боль, резь в глазах, со временем зрение может ухудшиться, появляются усталость и раздражительность, нервное истощение. При постоянных переработках за компьютером или несоблюдении норм и правил охраны труда могут начать болеть руки, шея, поясница, развиться заболевания суставов.
Оборудование помещений
Нанимателю необходимо соблюдать правила и требования по охране труда при оборудовании офисных помещений, каждого конкретного рабочего места, выполнять требования к освещению, микроклимату и др.
От того, насколько наниматель сделает труд в положении сидя максимально комфортным для работника, зависит производительность труда.
Практически все офисные сотрудники используют в работе компьютеры и офисную технику. Как правило, различается только продолжительность времени, проводимого за монитором.
При организации в офисе рабочих мест, в т.ч. оборудованных компьютерной техникой, кроме Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» и Трудового кодекса нанимателю необходимо руководствоваться:
– Санитарными нормами и правилами «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утв. постановлением Минздрава от 08.07.2016 № 85 (далее – СанПиН № 85);
– Санитарными нормами и правилами «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утв. постановлением Минздрава от 30.04.2013 № 33;
– Гигиеническим нормативом «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений», утв. постановлением Минздрава от 30.04.2013 № 33;
– Типовой инструкцией по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 24.12.2013 № 130.
– Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утв. постановлением Минздрава от 28.06.2013 № 59 (далее – СанПиН № 59).
– Гигиеническим нормативом «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утв. постановлением Минздрава от 28.06.2013 № 59 (далее – Гигиенический норматив).
Рациональный режим труда и отдыха в организации должен устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми актами, исходя из характера и условий труда, и предусматривать, помимо обеденного перерыва, регламентированные перерывы, включаемые в рабочее время (п. 21 СанПиН № 85).
Спортивные мероприятия во время регламентированных перерывов (физкультурные паузы) следует проводить преимущественно на рабочем месте или в специально отведенных помещениях (рекреациях, холлах, комнатах отдыха) (п. 24 СанПиН № 85).
Требования к офисам с компьютерами
Основные требования к помещениям с компьютерами (глава 3 СанПиН № 59):
– должны иметь естественное и искусственное освещение;
– окна должны быть ориентированы преимущественно на север, северо-восток, восток, запад или северо-запад, и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5%;
– окна должны быть оборудованы жалюзи, занавесями, внешними козырьками и др.;
– площадь 1 рабочего места для пользователей компьютеров – не менее 6 м2.
Площадь рабочего места может составлять не менее 4,5 м2 на каждого пользователя при одновременном наличии двух условий: 1) отсутствие на рабочем месте периферийных устройств (принтер, сканер и др.); 2) продолжительность работы должна составлять не более 4 часов в день.
Площадь рабочего места может составлять не менее 4,5 м2 на каждого пользователя при использовании компьютеров на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные и др.);
– при возведении и реконструкции зданий с помещениями для работы с компьютерами эти помещения следует проектировать высотой от пола до потолка не менее 3 м;
– помещения должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования, приточно-вытяжной вентиляцией;
– поверхность пола должна быть ровной, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
Рабочее место за компьютером
Наниматель обязан обеспечить на рабочих местах параметры микроклимата, установленные соответствующими таблицами Гигиенического норматива.
В помещениях с компьютерами должны проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы с компьютером.
Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы экраны компьютеров были ориентированы боковой стороной к световым проемам (исключение составляет периметральная расстановка рабочих мест), чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
В производственных, административных и общественных помещениях в случаях преимущественной работы с документами следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники для освещения зоны расположения документов).
Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
Рабочие места с компьютерами в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
При выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать компьютеры друг от друга перегородками высотой 1,5–2 м.
Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600–700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Конструкция рабочего стола должна предусматривать оптимальное размещение компьютера и другого оборудования.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, с надежной фиксацией.
Поверхности периферийных устройств (клавиатура, манипулятор «мышь», принтер, сканер и др.) необходимо протирать мягкой ветошью с применением специальных или бытовых чистящих средств, не содержащих кислот и отбеливателей, не реже 1 раза в неделю, а при необходимости и чаще.
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680–800 мм. При отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног не менее 650 мм.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать:
– ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
– поверхность сиденья с закругленным передним краем;
– регулировку высоты поверхности сиденья, расстояния спинки от переднего края сиденья, подлокотников по высоте над сиденьем.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Дополнительные специальные перерывы
Для целей СанПиН № 59 используются следующие основные термины:
ВДТ – электронное устройство ввода-вывода информации, предназначенное для ее визуального отображения (в т.ч. планшеты, электронные книги и др.);
ПЭВМ – техническое средство, предназначенное для индивидуального использования с целью автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач, средство коммуникации с помощью телекоммуникационных сетей;
ЭВМ – комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.
Работы, выполняемые на ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ, подразделяются на 4 категории (п. 10 СанПиН № 59):
категория I – выполнение основной работы на ВДТ в диспетчерских, операторских, расчетных кабинах и постах управления, залах вычислительной техники и другом, а также в помещениях с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ всех типов учреждений образования;
категория II – выполнение работы на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в помещениях, где работают инженерно-технические работники, осуществляющие лабораторный, аналитический или измерительный контроль;
категория III – выполнение работы в помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев);
категория IV – выполнение работы на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в помещениях для размещения шумных агрегатов (алфавитно-цифровые печатающие устройства, принтеры и др.).
Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочего дня (смены) должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должно устанавливаться согласно приложению 6 к СанПиН № 59.
При несоответствии фактических условий труда требованиям СанПиН № 59 время регламентированных перерывов следует увеличить на 30% (п.п. 105, 106 СанПиН № 59).
Между тем, продолжительность непрерывной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 ч.
При этом при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 ч) независимо от категории и вида трудовой деятельности суммарная продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
При 8-часовом рабочем дне (смене) и работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать в зависимости от категории работ (п. 109 СанПиН № 59):
– для I категории – через 2 ч от начала рабочего дня (смены) и через 2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый;
– для II – через 2 ч от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый или продолжительностью 10 мин через каждый час работы;
– для III – через 1,5–2 ч от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 20 мин каждый или продолжительностью 15 мин через каждый час работы.
Пользователям ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности труда во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня (смены) показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комнатах психологической разгрузки) (п. 114 СанПиН № 59).
Комплексы специальных упражнений
Действенный способ избежать «профессиональных» болезней, связанных с работой в сидячем положении, – выполнение во время дополнительных перерывов специальных упражнений.
Очень хорошие комплексы упражнений содержала ныне не действующая Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами. Мы советуем применять их и сейчас.