Сокращение налоговых льгот и поддержка бизнеса на старте
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на деловом форуме «Развитие предпринимательства в Беларуси: стратегия, приоритеты, перспективы консолидации».
Сформировавшийся в 2020 г. и запланированный на текущий год дефицит республиканского бюджета, как отметил представитель ведомства, связан с «непредвиденными обстоятельствами» – пандемией коронавируса, что заставило изыскивать дополнительные средства на систему здравоохранения.
– К нашему великому сожалению, эти тенденции сохраняются в 2021 г. Заболеваемость не прекращается, она формирует такие же угрозы для бюджета в текущем году. И мы по уровню необходимости изыскания дополнительных средств на поддержку здравоохранения уже превышаем прошлогодний уровень, – уточнил замминистра.
В целом, по его словам, на объем бюджетных доходов продолжают негативно влиять внешние и внутренние угрозы. На первом месте, как и прежде, завершение налогового маневра в нефтяной отрасли в России. Главным внутренним фактором названа имеющаяся «перенасыщенность налоговой системы льготами различного характера и преференциальными налоговыми режимами».
Основной задачей бюджетно-налоговой политики, отметил Дмитрий Кийко, должно стать повышение уровня доходов до объема, сопоставимого с расходами. При этом важно обеспечить отсутствие препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Действующие преференциальные режимы власти намерены упорядочить и трансформировать в «единую систему поддержки предпринимательской деятельности, особенно на начальной стадии развития» с закреплением ее в НК. Возможно, действие такого режима будет распространено на вновь создаваемые организации, предприятия, действующие за пределами крупных городов. «Может быть, это будет связано с предоставлением больших прав местным органам власти», – добавил замминистра.
Вторым направлением должно стать расширение налоговой базы за счет отмены налоговых льгот при одновременном совершенствовании порядка уплаты основных налогов в рамках общего порядка налогообложения. При этом, уточнил Дмитрий Кийко, от возможности использования упрощенной системы налогообложения правительство отказываться не планирует.
В Минфине считают, что следует не предоставлять конкурентные преимущества тем или иным видам деятельности, а повышать уровень нейтральности налоговой системы, создавать вместо действующих налоговых льгот условия, исключающие налогообложение инвестиций и обеспечивающие поступления в бюджет только с реально получаемых бизнесом доходов.
Одновременно с этим, подчеркнул представитель ведомства, важно расширить участие малого предпринимательства в формировании доходов бюджета. Для этого нужна четкая градация категорий малого и среднего бизнеса и для каждой категории – простой и понятный налоговый режим, при котором сумма налоговых изъятий будет соразмерна получаемым доходам.
– Мы ожидаем, что в качестве эффекта будет расширяться налоговая база, и за счет этого – повышаться вклад каждого плательщика в финансирование государственных расходов, – резюмировал Дмитрий Кийко.
Перспектива имущественного налога
По словам заместителя министра по налогам и сборам Игоря Скринникова, основное внимание ведомства будет уделяться упрощению налогового администрирования и переводу процесса в удобный плательщику электронный вид.
Представитель МНС также прокомментировал обсуждаемое предложение о введении единого имущественного налога вместо действующих налогов на землю и недвижимость. Возможность и срок, уточнил Игорь Скринников, зависят от того, когда будет завершена массовая кадастровая оценка объектов недвижимости и земельных участков.
Напомним, намерение создать систему кадастровой оценки недвижимости и массово провести ее закреплено в госпрограмме «Земельно-имущественные отношения, геодезическая и картографическая деятельность» на 2021–2025 гг., утв. постановлением Совмина от 29.01.2021 № 55.