Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
31.01.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СНГ — у.е. постсоветской эпохи

Экономика и политика периода полураспада и "без галстуков"

Экономика и политика периода полураспада и "без галстуков"

Когда подписывали Беловежское соглашение, то политики периода распада СССР чувствовали себя героями, новаторами, творцами истории. Они ее действительно "оноваторили", как это могли делать секретари областных и городских комитетов КПСС и "примкнувшие к ним" демократические интеллигенты. Такой геополитической инициативы никто не ждал, наши "новотворцы" показали себя как исключительно нестандартные политики. На самом же деле партийная номенклатура делала, что умела. Стандартно и незатейливо. Впрочем, эта стандартность потом и была отлично продемонстрирована реалиями политических процессов в каждой стране.

Наше содружество -- это и есть "условная единица" интеграции бывших советских республик. Политическая, социальная, экономическая условная единица, которой мы пользуемся в обороте. Точнее, этой единицей пользуются политики разных стран, а мы только взоры свои обращаем на то, что происходит. У этой "у.е." есть и свой эмиссионный центр, который находится в Минске, на улице имени Сергея Мироновича Кирова. Конечно, этим центром мы не руководим, но на него работаем. По привычке, по инерции, скорее всего.

Экономический полураспад нашего содружества продолжается уже свыше десятилетия. Сам процесс заслуживает того, чтобы разобраться в некоторых его итогах. Особенно это важно для Беларуси, родины СНГ. Как бы там ни было, но "процесс пошел" от наших западных рубежей. Свою песню о Беловежской пуще номенклатурные политические голоса исполнили. Есть и результат.

В самом концентрированном виде он ясен. К концу 2002г. удельный вес стран СНГ в белорусском экспорте составил 5,1%. Из импортных товаров на них приходится и того меньше -- 4,2% совокупного импорта. Да, стратегическую роль играет Россия, которая покупает половину всех наших экспортных товаров. Но в остальном -- нет никакой интеграции, нет никакого СНГ для Беларуси как приоритетного экономического и политического интеграционного образования. Лишь Украина находится на 6-м месте в списке важнейших покупателей нашей продукции, причем ее уже обошли Латвия, Великобритания, Германия и Нидерланды. Заметьте при этом, что остальных стран СНГ вообще нет в списке 12 основных экспортных партнеров Беларуси. Они стали символическими экономическими партнерами.

С таким сотрудничеством наша страна давно бы пошла по миру. Собственно, она это сделала, но в положительном смысле, когда стала развивать торговые отношения со странами Европы и другими регионами мировой экономики.

Что же можно обсуждать, какие видения будущего могут быть среди стран, вяло и безынтересно смотрящих друг на друга? Можно говорить о совместном экономическом пространстве, но зачем оно, когда векторы интересов устремлены в другие стороны. Зачем общие таможенные пошлины и сопоставимые налоги, если экономическая жизнь стала столь различной. Судите сами: по данным специалистов МВФ, официальная помощь на цели развития по сценариям реализации "Декларации тысячелетия", принятой мировыми лидерами, должна составлять в Кыргызстане 74% от уровня ВВП, что сопоставимо с аналогичной помощью Гайане и конгруэнтно показателям самых бедных стран в мире.

Если в Беларуси ВВП на душу населения в 2000г. составлял по паритету покупательной способности 7544 USD в год, то в Грузии -- 2664, Узбекистане -- 2441, Молдове -- 2210, в Таджикистане -- 1152. По существу, это означает, что экономический уровень наших стран отличается в 3 раза. Такие перепады возникли после распада СССР, и они отражают не что иное, как цивилизационные различия между нашими странами. Отражают, но что на этот счет думают лидеры нашей "условной единицы" интеграции? Ничего внятного и реалистического понять невозможно. Что будет дальше с нашими партнерами на их исторической дороге, понять также невозможно.

В октябре 2002г. в Кишиневе на встрече лидеров СНГ особое внимание было уделено завершению выполнения внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о создании зоны свободной торговли 1994г. и Протокола 1997г. к нему. На киевском саммите СНГ 28--29 января 2003г. наряду с рассмотрением проблем борьбы с терроризмом, ситуации вокруг Ирака и Северной Кореи вновь обсуждается это Соглашение и принимается решение... вернуться к этой теме в сентябре на встрече в Ялте. При этом следует отметить, что практически все государства, кроме России и Грузии, уже ратифицировали Соглашение о создании зоны свободной торговли.

Да, усилиями политиков неокоммунистов первой посткоммунистической волны созданы специфические государственные образования, которые выполняли функции конвертации политической власти лидеров КПСС и соответствующей политической номенклатуры во власть экономическую. Политические элиты пока не закрепились на своих исторических рубежах, но развитие пошло по 2 путям. Первый -- возможное изменение баланса сил в пользу новой генерации политиков, представителей бизнеса, элиты страны. Второй вариант -- консервация власти неономенклатуры, которая будет укреплять автократические режимы постсоветского пространства. Кстати, таким режимам особенно-то и не нужен "общий рынок" стран СНГ. Их вполне устраивает контроль над имеющимися основными финансовыми и экономическими потоками. Причем такой контроль можно осуществлять и "без галстуков". Хватило бы согласия на принятие такой формулы членами президентского клуба независимых друг от друга государств.

Вместе с тем, будущего у такой формы государственного развития каждой из стран нашего сообщества нет. Мир становится конкурентным, и держаться за старое невозможно. Скорее всего, когда обострится конкуренция и на постсоветском пространстве, вступят в силу новые механизмы влияния на государственные решения. Именно тогда и потребуется сотрудничество для укрепления своей национальной экономики и развития общества, как генератор движения в будущее.

Этот период экономической и социальной истории надо будет пережить. Иллюзий испытывать не стоит, но разрабатывать рынки ближнего зарубежья надо, пока у нас такие возможности есть. Исходить следует из новой экономической философии, не зацикливаться только на продажах своих товаров на рынках постсоветских стран. Пора действовать таким образом, как поступают мировые лидеры. Надо точно так же создавать там свои филиалы крупных предприятий, осуществлять перенос производства и технологий, идти на более тесное взаимодействие и экономическое партнерство.

Это и есть шанс для экономических и политических элит Беларуси и способ быть впереди конкурентов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by