Скидки по пятницам. Бухгалтерский учет и налогообложение
С целью увеличения объемов продаж товаров, ускорения оборачиваемости оборотных средств организации розничной торговли предоставляют покупателям скидки с розничной цены.
Справочно: скидка – это снижение цены товаров, продукции общественного питания, предоставляемое продавцом покупателю (абз. 9 п. 2 Правил № 7031).
Снижение цены на товар посредством предоставления скидок может применяться всеми торговыми предприятиями независимо от форм собственности и подчиненности, т.к. способствует ускоренной реализации товара и приносит выгоду как продавцу, так и покупателю.
На товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом № 255-З2, в РБ применяются свободные цены (тарифы) (ст.ст. 6, 7 Закона № 255-З).
Поэтому при проведении акций по продаже товаров по цене с предоставлением скидки необходимо, чтобы соблюдались размеры установленных фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных надбавок (скидок, наценок), если цены на товары подлежат регулированию.
Изменение цен на товары, реализуемые по фиксированным ценам, производится в соответствии с решением госорганов.
Организациями розничной торговли скидки покупателям предоставляются со сформированной розничной цены, предприятия бытового обслуживания населения применяют скидки к тарифам на бытовые услуги.
Поскольку договор купли-продажи, согласно которому реализуются товары потребителям, относится к публичным договорам, то условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех потребителей (п.п. 1, 2 ст. 462, п. 2 ст. 396 ГК3).
Предоставление потребителям скидок осуществляется на основании Порядка о предоставлении скидок (далее – Порядок о скидках), который субъекты хозяйствования разрабатывают и утверждают самостоятельно.
Субъект торговли указывает на ценнике два значения цены – без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки перечеркивается, а на свободном месте указывается цена с учетом скидки, либо на ценнике или в ином визуально доступном покупателю месте указывается процентное выражение скидки.
В настоящее время потребителям предоставляется множество различных видов скидок:
– скидка от общей суммы покупки (услуги);
– скидка при оплате покупки (услуги) посредством банковских пластиковых карточек;
– скидка от количества приобретаемых товаров одного вида, группы, класса;
– скидка на товары (услуги), приобретаемые в определенные часы работы объекта, либо дни, либо периоды. Скидки могут предоставляться в утренние и (или) вечерние часы работы, в предпраздничные и праздничные дни и т.д. При этом в Порядке о скидках определяется конкретный период (срок действия рекламной акции) (время) предоставления скидки (например, с 8 до 10 часов и (или) с 20 до 22 часов; во время Рождественских праздников, к 8 Марта);
– скидка для определенных категорий граждан;
– скидка в зависимости от сезонного спроса;
– прочие виды скидок.
Особо следует отметить акции по предоставлению скидок покупателям в определенные дни. А одной из самых популярных, пожалуй, в последние годы является скидка по пятницам или, так называемая, «черная пятница». В эти дни размеры предоставляемых скидок достигают максимальных размеров, например некоторые организации предоставляют такие «космические» скидки, как 70–90% от розничной цены. Соответственно, в эти дни объемы реализации товаров возрастают в разы.
Снижение цен на товар посредством предоставления скидки покупателям может производиться за счет:
– снижения (отмены) торговой надбавки;
– снижения отпускной цены поставщика (производителя).
При предоставлении скидки цена товара уменьшается в момент покупки товаров покупателями – «скидка на кассе».
Решение о снижении розничной цены товаров принимается руководителем субъекта хозяйствования или уполномоченным им должностным лицом.
Порядок предоставления скидок, в котором предусматриваются условия предоставления скидок (от количества и суммы приобретаемых товаров (покупки), времени их приобретения (часы, дни, месяцы, сезоны) и другого), и конкретные размеры скидок организации розничной торговли и общественного питания разрабатывают и утверждают самостоятельно. При этом в реестр розничных цен или иной аналогичный документ изменения не вносятся (подп. 3.1.12.4 Методических рекомендаций № 744).
Рассмотрим, как организации розничной торговли следует отразить в бухгалтерском и налоговом учете предоставление таких скидок по пятницам.
Бухгалтерский и налоговый учет
Товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам (п. 8 Инструкции № 1335).
Выбранный организацией вариант отражается в учетной политике (п. 4 ст. 9 Закона № 57-З6).
Розничной (продажной) ценой товара в розничной торговле является стоимость его по ценам приобретения плюс торговая надбавка и НДС (подп. 1.3.1 п. 1 Методических рекомендаций № 74).
Информация о наличии и движении товаров (в т.ч. при транзите), тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность, а также предметов проката отражается на сч. 41 «Товары».
На субсч. 41-1 «Товары на складах» учитываются наличие и движение товаров, находящихся на складах, в кладовых, овощехранилищах, холодильниках и т.п.
На субсч. 41-2 «Товары в розничной торговле» учитываются наличие и движение товаров и стеклянной посуды в организациях, осуществляющих розничную торговлю (п. 32 Инструкции № 507).
Торговые наценки (скидки, надбавки) на товары, налоги, включаемые в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам, учитываются на сч. 42 «Торговая наценка» (п. 33 Инструкции № 50).
К сч. 42 «Торговая наценка» могут быть открыты субсчета:
42-1 «Торговая наценка»;
42-2 «Скидка поставщиков»;
42-3 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров».
Принятие к бухгалтерскому учету поступивших в организацию от поставщиков товаров отражается по Д-ту сч. 41 «Товары» и К-ту сч.сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 42 «Торговая наценка» (при учете товаров по розничным ценам).
Доходы и расходы торговой организации, связанные с текущей деятельностью организации по реализации товаров, а также финансовый результат по ней отражаются на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (п. 70 Инструкции № 50).
На сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» отражаются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческие расходы, расходы на реализацию, прочие доходы и расходы по текущей деятельности.
К сч. 90 открываются субсчета:
90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
90-2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»;
90-6 «Расходы на реализацию»;
90-11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по К-ту сч. 90 отражается продажная стоимость реализованных товаров в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств и счетов учета расчетов – Д-т сч.сч. 51 «Расчетные счета», 50 «Касса» – К-т сч. 90, а по дебету отражается их учетная стоимость – Д-т субсч. 90-4 – К-т сч. 41,
с одновременным сторнированием сумм скидок, относящихся к реализованным товарам, по Д-ту субсч. 90-4 и К-ту сч. 42.
Рассмотрим на примерах порядок отражения предоставленных скидок покупателям:
1) скидки, предоставляемой от розничной цены за счет уменьшения цены приобретения, т.е. за счет поставщика товара;
2) скидки от розничной цены за счет снижения (уменьшения) величины установленной торговой надбавки организации розничной торговли в розничной цене реализуемого товара.
НДС
Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен (тарифов) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 120 НК8).
Таким образом, при предоставлении покупателю скидки «на кассе» налоговая база НДС определяется с учетом предоставленной скидки (т.е. налоговая база уменьшается на величину предоставленной скидки).
Налог на прибыль
Выручка от реализации на возмездной основе товаров отражается продавцом на дату признания ее в бухучете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления (ч. 1 п. 7 ст. 168 НК).
В силу п. 3 ст. 121 НК при реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общепите с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один к.д. и заканчивающейся в другой к.д., датой отгрузки товаров, реализованных на другой календарный день, является дата открытия этой смены, отражаемая в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.
Пример 1. Скидка предоставляется за счет поставщика.
Организация розничной торговли проводит в пятницу акцию по продаже товаров с предоставлением скидки покупателям от розничной цены в размере 20%. Получен товар от поставщика стоимостью 240 руб., в т.ч. НДС 40 руб. Торговая надбавка магазина составляет 30% к цене приобретения. Покупателю при продаже товара предоставляется скидка 20% за счет поставщика.
Скидка, предоставляемая торговой организацией розничному покупателю в момент покупки товара (скидка на кассе) за счет поставщика, относится к скидке, уменьшающей отпускную стоимость товара у поставщика и, соответственно, стоимость приобретения этого товара у торговой организации.
1) Формирование розничной цены организацией розничной торговли.
Розничная цена = стоимость приобретения (200,00 руб.) + торговая надбавка (200,00 руб. х 30%) + НДС ((200,00 + 60,00) руб. х 20%).
Розничная цена товара составляет 312,00 руб. (200,00 + 60,00 + 52,00), в т.ч. НДС 20% – 52,00 руб.
2) Предоставление скидки.
Покупателю за счет поставщика предоставляется скидка от розничной цены в размере 20%, что составляет 62,40 руб. (312 х 20%), в т.ч. НДС 20% – 10,40 руб. (62,40 руб. / 120 х 20).
3) Реализация товара.
Товар реализуется по розничной цене с учетом предоставленной скидки, равной 249,60 руб. (312,00 – 62,40).
Скидка предоставляется за счет уменьшения стоимости товара, полученного от поставщика, т.е. за счет уменьшения цены приобретения и, соответственно, задолженности субъекта розничной торговли перед поставщиком по оплате стоимости товара.
В учете торговой организации производятся следующие записи.
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
Формирование розничной цены |
|||
41-2 |
60 |
200,00 |
Отражена стоимость приобретения товара |
18 |
60 |
40,00 |
Отражена сумма предъявленного поставщиком НДС |
68-2 |
18 |
40,00 |
Предъявленный поставщиком НДС принят к вычету |
41-2 |
42-1 |
60,00 (200,00 х 30 %) |
Отражена торговая надбавка организации розничной торговли в размере 30 % |
41 |
42-3 |
52,00 |
Отражена сумма НДС 20 % (условно) в розничной цене |
Реализация товара со скидкой |
|||
50 (51) |
90-1 |
249,60 |
Отражена выручка от реализации товара со скидкой 20% (312,00– 62,40) |
90-2 |
68-2 |
41,60 |
С выручки исчислен НДС (249,60 / 120 х 20) |
90-4 |
41-2 |
249,60 |
Списана стоимость реализованного товара |
90-4 |
42-1 |
60,00 |
СТОРНО Списана торговая надбавка в стоимости реализованных товаров |
90-4 |
42-3 |
52,00 |
СТОРНО Отражена сумма НДС в стоимости. Реализованных товаров |
Отражение предоставленной скидки за счет поставщика и корректировка «входного» НДС |
|||
41 |
60 |
52,00 (62,40 – 62,40 х 20 / 120) |
СТОРНО Отражена величина предоставленной покупателю скидки на кассе за счет поставщика |
18 |
60 |
10,40 |
СТОРНО Скорректирован НДС, предъявленный при приобретении |
68-2 |
18 |
10,40 |
СТОРНО Скорректирован НДС, подлежащий вычету на основании выставленного поставщиком дополнительного ЭСЧФ, подписанного торговой организацией |
Некоторые моменты учета предоставленной скидки у поставщика товаров
При предоставлении скидки покупателям от розничной цены при продаже товаров (на кассе) за счет поставщика выручка поставщика от реализации этих товаров организации розничной торговли уменьшается.
В случае уменьшения стоимости товаров за счет поставщика у поставщика товаров подлежит корректировке выручка и (или) соответствующие ей затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором произведено уменьшение стоимости.
В случае возврата покупателем (заказчиком) продавцу (исполнителю) товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав) или уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавца (исполнителя) подлежат корректировке выручка и (или) соответствующие ей затраты, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имел место возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав) или произведено уменьшение (увеличение) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, а у покупателя (заказчика) в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении (п. 13 ст. 168 НК).
Поэтому в случае уменьшения стоимости товаров за счет поставщика у поставщика товаров подлежат корректировке выручка и (или) соответствующие ей затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором произведено уменьшение стоимости.
Соответственно, на сумму предоставленной скидки уменьшится и задолженность торговой организации перед поставщиком.
Поскольку стоимость ранее реализованных товаров торговой организации изменяется (уменьшается), поставщику необходимо произвести уменьшение (корректировку) на соответствующую сумму скидки налоговой базы по НДС и налогу на прибыль (п. 1 ст. 129 НК).
У поставщика товаров уменьшаются обороты по реализации, если выполняются в совокупности следующие условия (п. 3 ст. 129 НК):
– покупателем произведено уменьшение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– выставленный продавцом дополнительный (исправленный) электронный счет-фактура (далее – ЭСЧФ) подписан покупателем электронной цифровой подписью, если ранее выставленный продавцом ЭСЧФ был подписан покупателем электронной цифровой подписью. Выполнение данного условия не распространяется на сделки с налогоплательщиками иностранных государств.
Согласно п. 29 Инструкции № 159, дополнительный ЭСЧФ может содержать ссылку на номер исходного или исправленного ЭСЧФ, отражаемого в стр. 5 «К ЭСЧФ» формы ЭСЧФ дополнительного ЭСЧФ.
Дополнительный ЭСЧФ без ссылки на исходный или исправленный, создаваемый на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и (или) суммы НДС, считается выставленным при условии подписания этого дополнительного ЭСЧФ без ссылки на исходный или исправленный ЭСЧФ покупателем. При неподписании покупателем ЭСЧФ дополнительный ЭСЧФ без ссылки на исходный или исправленный имеет статус «На согласовании».
В учете поставщика формируются записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
62 |
90-1 |
62,40 |
СТОРНО На сумму предоставленной скидки торговой организации за счет поставщика с НДС |
90-2 |
68-2 |
12,40 |
СТОРНО Корректировка НДС на сумму НДС в скидке поставщика товаров |
Пример 2. Организация розничной торговли предоставляет покупателю скидку от сформированной розничной цены за счет уменьшения торговой надбавки.
Организация розничной торговли проводит в пятницу акцию по продаже товаров с предоставлением скидки покупателям от розничной цены в размере 50%. Получен товар от поставщика стоимостью 120,00 руб., в т.ч. НДС 20% – 20,00 руб. Торговая надбавка магазина составляет 50% к цене приобретения. Покупателю при продаже товара предоставляется скидка 25% от розничной цены за счет уменьшения торговой надбавки.
1) Формирование розничной цены.
Розничная цена = стоимость приобретения (100 руб.) + торговая надбавка (100 руб. х 50%) + НДС ((100+50) руб. х 20%).
Розничная цена товара будет равна 180,00 руб. (100,00 + 50,00 + 30,00), в т.ч. НДС 20% – 30,00 руб.
2) Предоставление скидки.
Покупателю за счет уменьшения величины торговой надбавки предоставляется скидка от розничной цены в размере 25%, что составляет 45,00 руб. (180,00 руб. х 25%), в т.ч. НДС 7,50 руб. (45,00 руб. / 120 х 20).
3) Реализация товара со скидкой.
Товар реализуется по розничной цене 135,00 руб. (180,00 – 45,00) с учетом предоставленной скидки.
НДС в розничной цене со скидкой составляет 22,50 руб. (135 / 120 х 20).
Торговая надбавка (после предоставления скидки) в розничной цене будет составлять 12,50 руб. (50 – 45 / 120 х 100).
В учете торговой организации производятся следующие записи.
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
Формирование розничной цены |
|||
41 |
60 |
100,00 |
Отражена стоимость приобретения товара |
18 |
60 |
20,00 |
Отражена сумма предъявленного поставщиком НДС |
68 |
18 |
20,00 |
Предъявленный поставщиком НДС принят к вычету |
41 |
42 |
50,00 (100,00 х 50 %) |
Отражена торговая надбавка организации розничной торговли в размере 30 % |
41 |
42 |
30,00
|
Отражена сумма НДС 20 % (условно) в розничной цене |
Реализация товара со скидкой |
|||
50 (51) |
90-1 |
135,00 (180,00-25%) |
Отражена выручка от реализации товара со скидкой 20% |
90-2 |
68-2 |
22,50 (135,00 / 120 х 20) |
С выручки исчислен НДС |
90-4 |
41-2 |
135,00 |
Списана стоимость реализованного товара |
90-4 |
42-1 |
12,50 |
СТОРНО Списана торговая надбавка в стоимости реализованных товаров |
90-4 |
42-3 |
22,50 |
СТОРНО Отражена сумма НДС в стоимости реализованных товаров, |
Отражение предоставленной скидки по реализованному товару |
|||
41-2 |
42-1 |
37,50 |
СТОРНО Отражена предоставленная скидка (50,00-12,50) |
41-2 |
42-3 |
7,50 |
СТОРНО на сумму НДС в розничной цене товара (30,00-22,50) |
У поставщика товаров скидка, предоставляемая за счет снижения торговой надбавки, на учет не влияет.
Как отмечалось выше, размеры предоставляемых покупателям скидок от розничной цены в определенные дни («черные пятницы») могут доходить до 50–70% и выше. Такие скидки, как правило, предоставляются частично за счет поставщика (снижение цены приобретения) и за счет торговой организации (снижение размера торговой надбавки).
Пример 3. Организация розничной торговли предоставляет покупателю скидку от сформированной розничной цены за счет уменьшения торговой надбавки и за счет уменьшения цены приобретения.
Организация розничной торговли проводит в пятницу акцию по продаже товаров с предоставлением скидки покупателям от розничной цены в размере 40%. Получен товар от поставщика стоимостью 120,00 руб., в т.ч. НДС 20% – 20,00 руб. Торговая надбавка магазина составляет 50% к цене приобретения. Предоставленная скидка 40% от розничной цены между торговой организацией и поставщиком делится поровну.
1) Формирование розничной цены.
Розничная цена = стоимость приобретения (100 руб.) + торговая надбавка (100 руб. х 50%) + НДС ((100+50) руб. х 20%).
Розничная цена товара будет равна – 180,00 руб. (100,00 + 50,00 + 30,00), в т.ч. НДС 20% – 30,00 руб.
2) Предоставление скидки.
Покупателю предоставляется скидка от розничной цены в размере 40%, что составляет 72,00 руб. (180,00 руб. х 40%), в т.ч. НДС 12,00 руб. (72,00 руб. / 120 х 20).
Скидка 72,00 руб. делится поровну между торговой организацией и поставщиком поровну по 36,00 руб. (72,00 / 2), т.е. на 36,00 руб. снижается торговая надбавка и на 36,00 руб. уменьшается цена приобретения.
В результате предоставления скидки:
– торговая надбавка организации розничной торговли после предоставления скидки составляет 20,00 руб. (50,00 – 36,00 / 120 х 100);
– цена приобретения без НДС – 62,00 руб. (100,00 – 36,00 / 120 х 100);
– цена приобретения с НДС – 84,00 руб. (120,00 – 36,00).
3) Реализация товара со скидкой.
Товар реализуется по розничной цене 108,00 руб. (180,00 – 72,00) с учетом предоставленной скидки.
НДС в розничной цене составляет – 18,00 руб. (108 / 120 х 20).
В учете торговой организации производятся следующие записи.
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
Формирование розничной цены |
|||
41 |
60 |
100,00 |
Отражена стоимость приобретения товара |
18 |
60 |
20,00 |
Отражена сумма предъявленного поставщиком НДС |
68 |
18 |
20,00 |
Предъявленный поставщиком НДС принят к вычету |
41 |
42 |
50,00
|
Отражена торговая надбавка организации розничной торговли в размере 50 % (100,00 х 50 %) |
41 |
42 |
30,00
|
Отражена сумма НДС 20 % (условно) в розничной цене |
Реализация товара со скидкой |
|||
50 (51) |
90-1 |
108,00
|
Отражена выручка от реализации товара со скидкой 40% (180,00-180,00*40/100) |
90-2 |
68-2 |
18,00
|
С выручки исчислен НДС (108,00 / 120 х 20) |
90-4 |
41-2 |
108,00 |
Списана стоимость реализованного товара |
90-4 |
42-1 |
20,00 |
СТОРНО Списана торговая надбавка в стоимости реализованных товаров |
90-4 |
42-3 |
18,00 |
СТОРНО Отражена сумма НДС в стоимости реализованного товара |
Отражение предоставленной скидки по реализованному товару за счет торговой надбавки |
|||
41-2 |
42-1 |
30,00 |
СТОРНО Отражена предоставленная скидка |
41-2 |
42-3 |
12,00 |
СТОРНО На сумму НДС (30,00-18,00) |
Отражение предоставленной скидки по реализованному товару за счет снижения цены приобретения |
|||
41-2 |
60 |
30,00 |
СТОРНО Уменьшение цены приобретения |
18 |
60 |
6,00 |
СТОРНО Корректировка предъявленного поставщиком НДС |
68-2 |
18 |
6,00 |
СТОРНО Корректировка принятого к вычету НДС |
1Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».
2Закон от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З).
3Гражданский кодекс.
4Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утв. приказом Минторга от 09.04.2007 № 74 (далее – Методические рекомендации № 74).
5Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133.
6Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
7Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
8Налоговый кодекс (далее – НК).
9Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утв. постановлением МНС от 25.04.2016 № 15.