Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Школа в движении, — или Новые реалии образования

Фото: freepik

Ежегодно в первое воскресенье октября мы поздравляем учителей с их профессиональным праздником. За год в сфере образования было много значительных подвижек в сторону автоматизации, пересмотрены обучающие программы, учебные и методические материалы, и все-таки «большая перемена» впереди.  

В сфере образования занято 400,6 тыс. человек, или 11,7% к среднесписочной численности работников республики, говорят сведения Белстата об итогах 2020 г.

По данным «Статистического ежегодника, 2021», расходы консолидированного бюджета на образование в 2020 г. составили 7280 млн руб., или 5% к ВВП, что больше, чем в 2019 г. (6709 млн, или 5% к ВВП) и 2018 г. (5907 млн, или 4,8% к ВВП).

По итогам 2020 г. номиналь­ная начисленная среднемесяч­ная заработная плата работ­­ников образования составила 871,7 руб. (69,5% к среднереспубликанскому уровню).

С 1 августа 2021 г. базовая ставка, которая является основным элементом тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных организаций, была увеличена до 198 руб., причем в этом году она уже повышалась с 1 января до 195 руб. По расчетам Минтруда и соцзащиты в связи с повышениями вырастет зарплата всех бюджетников, не исключая сферу образования. Приводились данные, что за июнь 2021 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава была 2160,8 руб. (по итогам 2020 г. – 1536,5 руб.), а учителей – 1240,9 руб. (была 1042,3 руб.).    

 

Потрясение основ

В ближайшее время сфера образования приобретет новые правовые черты. Подготовлена и принята парламентариями в первом чтении очередная редакция Кодекса об образовании. Второе чтение состоится на предстоящей осенней сессии. В проекте документа много существенных изменений. Например, предложены новые инструменты для решения кадровых задач. Так, планируется расширить целевой набор настолько, чтобы создать конкурсную ситуацию по целевым местам, а заодно повысить ответственность местных органов власти и госуправления, которые выдают целевые направления. Проектом кодекса предусмотрено развитие дистанционной формы получения образования как дополнительного элемента к традиционным формам обучения. Подробнее об изменениях мы уже писали (статья «Под знаком экономии бюджетных средств обновляется кодекс об образовании», «ЭГ» № 28 за 16.04.2021). Дорабатывается проект Концепции развития национальной системы образования до 2030 г. Здесь будут подробно изложены направления дальнейшей деятельности по всем уровням образования. В профильном министерстве рассчитывают, что обновленные концептуальные документы поднимут нашу систему образования на новую качественную ступень.

Все глубже в учебные процессы проникают цифровые технологии, интернет-услуги и интернет-сервисы. Техническая инфраструктура обновляется согласно Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Беларуси на 2019–2025 годы. По статистике Минобразования, сейчас 99,5% учреждений подключены к интернету, 97,3% имеют собственный интернет-сайт. К 2025 г. планируется создать республиканскую информационно-образовательную среду (РИОС), внедрить автоматизированную систему управления учреждением образования, которая оптимизирует административные процедуры, снизит излишний документооборот, освободит педагогов от несвойственных им функций.

С 1 января 2021 г. начал работать единый информационно-образовательный ресурс eior.by, где собран учебный и методический контент для учреждений общего среднего образования. Этот сервис удобен для обучения детей, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать школу. Он подходит для организации самостоятельных занятий ученика, уроков на дому, ознакомления начинающих педагогов с наработками опытных коллег. Сейчас разрабатывается белорусскоязычная версия ресурса.

 

Удаленное с повестки образование

Перед началом нового учебного года ни у кого не оставалось сомнений, что школы входят в стационарный очный режим работы.

«Практика показала, что в условиях пандемии было принято правильное решение не прерывать учебный процесс, и в этом году наши учреждения будут работать в полноценном режиме, проводить полноценные занятия», – заявил 24 августа во время пленарного заседания Республиканского педагогического совета министр образования Игорь Карпенко.

А 29 августа в эфире ОНТ он еще раз подчеркнул:

«Я бы не идеализировал эту удаленку. Сегодня мы уже читаем аналитические материалы ВОЗ, ЮНИСЕФ о том, что в некоторых странах школьники пропустили порядка 40–45 учебных недель, резко снизились качество образования, доступность общего среднего образования. Поэтому мы создали информационно-образовательный ресурс для того, чтобы ребенок смог самостоятельно изучить какие-то темы. Но все мы прекрасно понимаем, что этот ресурс не заменит классно-урочную систему».

 

Кузница педагогических кадров

В новом учебном году к работе приступило более 6 тыс. молодых педагогов.

В систему педагогического образования с 2015 г. включены педагогические классы, которые помогают сформировать у школьников осознанность при выборе профессии. Обучение в таких классах дает определенное преимущество: специализированную подготовку и возможность поступления в педагогический вуз без экзаменов.

В Беларуси во всех областях и столице в 2021 г. было создано около 480 педагогических классов, в которых обучались более 4,2 тыс. школьников. Эту практику планируется развивать. Например, в Минске в этом году открыто дополнительно 12 классов, что увеличило их общее число до 35, рассказывала в августе на пресс-конференции в пресс-центре БелТА заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ирина Чернявская.

«Эти шаги необходимы, потому что из более чем 33 тыс. педагогических работников Минска молодых специалистов – 1681. Очень много педагогов пенсионного возраста (24%), а нужна молодежь, которая проще схватывает новшества, внедряет цифровые технологии», – добавила она.

Пересмотрены программы психолого-педагогической подготовки будущих учителей, с первого курса введена педагогическая практика.

 

Учат в школе

С 1 сентября 2021 г. за школьные парты сели более 1 млн школьников, из них – 118 тыс. первоклассников. В 2020 г., по статистике Мин­образования, в учреждениях общего среднего образования работало 117,3 тыс. педагогов, что меньше, чем в 2019 г. (116,5 тыс.) и 2018 г. (112,5 тыс.), а уж тем более в 2010 г. (132,2 тыс.).

В 2020/2021 учебном году в учреждениях общего среднего образования обучалось 1058,3 тыс. человек, на которых приходилось 111,4 тыс. учителей, включая совместителей. Высшее образование имеют 94% педагогов. Удельный вес мужчин в общей численности учителей и руководителей – 13,5%.

Сейчас для школ по поручению А. Лукашенко разрабатывают школьный стандарт, в котором уточнят обязанности участников образовательного процесса, включая общественность и родителей. Недавно Министр образования призвал учителей сообща обсудить эту важную тему на диалоговых площадках.

Для педагогов уже разработаны правила педагогической этики. Учителя должны придерживаться делового стиля одежды, избегать конфликта во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, защищать свой авторитет и авторитет своих коллег.

В образовательную практику учреждений общего среднего образования внедряется STEM-подход. Разработан проект концепции STEM-образования, предусматривающий реализацию этого подхода в системе допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Это позволит формировать у школьников основы инженерного мышления и ориентировать их на осознанный выбор специальностей по профилю «Техника и технологии».

 

Колледжи и университеты

В 2020 г. численность педагогического персонала в учреждениях высшего образования составила 19,7 тыс. человек и продолжила постепенное ежегодное падение. Для сравнения: в 2010 г. в вузах было занято 24,5 тыс. педагогов. В учреждениях профессионально-технического образования в 2020 г. работало – 7 тыс. человек, а в 2010 г. – 12,8 тыс., причем снижение шло в разрезе каждого года. В учреждениях среднего специального образования в 2020 г. было занято 9,6 тыс. педагогов, в 2010 г. – 9,5 тыс., а в 2011 г. – 11,1 тыс.

Анонсировано, что в ближайшее время на сайте Минобразования начнется обсуждение правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения.

«Вузы могут решать не только образовательные и научные, но и коммерческие задачи, создавая новый продукт и получая от этого прибыль, – заявил 24 августа во время пленарного заседания Республиканского педагогического совета министр образования Игорь Карпенко. – Для решения перспективных задач экономического роста сейчас реализуется проект «Университет 3.0».

Начата модернизация ряда ведущих университетов, в ходе которой будет создано более 120 самых современных лабораторий. Этот проект должен стать стартовой площадкой для перехода к следующей модели «Университет 4.0», которая предполагает новую миссию университета: формирование инновационных отраслей и технологий для целей устойчивого социально-экономического развития регионов и страны.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений