Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Под знаком экономии бюджетных средств обновляется Кодекс об образовании

Фото: freepik

В проекте новой редакции Кодекса об образовании, принятой Палатой представителей в первом чтении, предлагается достаточно много изменений, затрагивающих как систему образования в целом, так и отдельные ее уровни. Остановимся на основных новшествах, касающихся подготовки кадров.

Министр образования Игорь Карпенко, представляя документ на сессии, обратил внимание, что согласно проекту целью образования является не только разностороннее развитие личности обучающегося, но и формирование у него компетенций, под которыми понимаются способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием.

Для того чтобы учреждения образования оперативно корректировали содержание подготовки специалистов в связи с изменяющимися требованиями экономики, из классификатора исключаются направления специальности и специализации. Останутся только специальности, в рамках которых колледжи и вузы смогут сами определять направления обучения под конкретную потребность той или иной отрасли.

Для развития академической мобильности студентов и адаптации отечественной системы высшего образования к международной при определении структуры и трудоемкости освоения образовательных программ предлагается использовать предложенную Болонской декларацией систему зачетных единиц. Их сущность раскрывается в ст. 81 проекта. Минобразования делегируются полномочия по установлению порядка применения системы академических часов и зачетных единиц (кредитов) и определению количества последних в структуре программ высшего образования, аспирантуры и адъюнктуры.

Документом закрепляются введенные Указом от 12.06.2018 № 232 гранты на обучение для иностранцев. Это даст возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами Беларуси, получать образование в РБ за счет средств республиканского бюджета. Совмину поручается установить порядок отбора кандидатур, а на Минобразования возлагается определение ежегодных квот для таких лиц.

По мнению разработчиков законопроекта, нововведение направлено не только на популяризацию белорусского образования на международной арене, но и на развитие торгово-экономического сотрудничества через обучение востребованных специалистов для дружественных государств. А также должно обеспечить приток в республику квалифицированных и быстро адаптирующихся к нашим условиям иностранных граждан для продолжения их профессиональной или научной деятельности.

 

Вернуть деньги в бюджет

Одновременно Кодекс об образовании дополняется ст. 80, регулирующей вопросы направления белорусских граждан в организации иностранных государств для получения образования по специальностям, по которым у нас обучение не ведется. Также названы случаи, когда студент должен возместить в бюджет средства, затраченные на его подготовку за рубежом.

Расширяется сфера применения целевой подготовки. Если сегодня она ведется за счет республиканского и местных бюджетов преимущественно для организаций, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, и в населенных пунктах, где проживает менее 20 тыс. человек, то по новому Кодексу любое предприятие или учреждение сможет заключить договор на подготовку необходимых им молодых специалистов.

При этом вводится норма о возмещении в бюджет средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, организациями – заказчиками кадров при необоснованном отказе в приеме молодого специалиста на работу по направлению и нанимателямив случае их незаконного увольнения.

Повышаются требования и к участникам образовательного процесса.

Например, c обучающихся, пропустивших лекции или семинары при получении профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, за проведение повторных учебных занятий вне учебной группы, а также за проведение повторной промежуточной и итоговой аттестации может взиматься плата. Ее размер определяет учреждение образования, а порядок расчета и уплаты этих средств – Минобразования. Напомним, что данная услуга освобождена от НДС.

Предусмотрено финансирование государственных учреждений образования и организаций с учетом нормативов расходов на одного обучающегося. Напомним, что проходившие в системе образования и здравоохранения в последние годы эксперименты по такому финансированию показали, как утверждает правительство, его эффективность.

 

Предстоит оптимизация

Запланировано создание Национального детского технопарка – нового вида учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи.

Новые типы и виды учреждений образования также могут быть созданы по решению правительства для реализации экспериментальных и международных образовательных программ.

Одновременно предлагается сократить и оптимизировать существующие виды учреждений образования. Планируется исключить 13 из 25 видов на уровне общего среднего образования, включая вечернюю школу и межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профориентации учащихся.

Решено отказаться от профтех­училищ и профессиональных лицеев. Образовательные программы этого уровня будут реализовывать колледжи.

Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме обучения сократится. Если сегодня он составляет от 1 года до полутора лет, то после вступления нового Кодекса в силу – от 6 месяцев до 1 года.

Будут действовать три вида учреждений высшего образования: институт, академия (консерватория), университет. Исключаются понятия «классический» и «профильный» университет, а также «высший колледж» (последних в стране уже нет).

На уровне высшего образования предусматриваются общее (бакалавриат, 4–4,5 года), углубленное (магистратура, 1–2 года) и специальное высшее образование.

По наиболее сложным специальностям, таким как, например, подготовка врачей или специалистов для ядерной энергетики, будет предусмотрена непрерывная образовательная программа высшего образования со сроком обучения 5–6 лет.

Термин «послевузовское образование» заменен на «научно-ориентированное» (аспирантура, докторантура). Обучение в аспирантуре станет органичным продолжением магистратуры.

На уровне дополнительного образования взрослых добавлены программы переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств и программа репетиционного тестирования.

Важным нововведением является предоставление возможности реализации образовательных программ в сетевой форме путем взаимодействия учреждений образования между собой и другими организациями с использованием их образовательных ресурсов и материально-технической базы.

 

Запреты, дистанционка, трудоустройство

Всем частным организациям, которые ведут образовательную деятельность, но не являются учреждениями образования, запретят использовать в названиях слова «школа», «лицей», «колледж», «институт», «университет», «академия» и др., если иное не установлено законодательными актами.

Таким образом, исчезнет навязчивая реклама многочисленных «академий» и «университетов», работающих на уровне кружков при ЖЭС и предлагающих платные услуги по развитию детей от 2–3 до 6 лет или их подготовку к школе.

Для повышения заинтересованности частного бизнеса в строительстве и содержании детских садов в тех населенных пунктах, где мест для дошкольников не хватает, предлагается финансирование части расходов частных дошкольных уч­реждений за счет местных бюджетов.

Также проект учитывает реалии, продиктованные пандемией COVID-19, под давлением которой наша жизнь временами в буквальном смысле уходит в онлайн. Учреждениям образования приходится на ходу перестраиваться, осваивая новые технологии. У одних это получается лучше, у других – хуже, но без online-обучения школу или вуз представить сегодня невозможно.

Предусматривается самостоятельная дистанционная форма получения образования. Напомним: в действующем Кодексе об образовании она является всего лишь разновидностью заочной.

Выпускникам, обучавшимся на платной основе и обратившимся за направлением на работу, наравне с бюджетниками предоставят статус молодого специалиста.

Кстати, не только бюджетникам, но и «платникам» может быть оказана материальная помощь за счет средств от приносящей доходы деятельности учреждения образования.

Вводится трудоустройство в счет брони для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, если их невозможно распределить из-за отсутствия мест. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированное рабочее место.

По желанию выпускника в срок обязательной работы по распределению засчитываются период военной службы по контракту и альтернативной службы.

Вводится понятие конфликт интересов педагогического работника. Под ним понимается ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, что влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей – из-за противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся или их родителей. Например, преподаватель не должен предлагать свои услуги или услуги другого педагога в качестве репетитора.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by