$

2.5136 руб.

2.9597 руб.

Р (100)

3.4096 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Мнения

Сергей Гуриев: «У Беларуси есть все, чтобы лучшие кадры не уезжали»

24.11.2020
Сергей Гуриев: «У Беларуси есть все, чтобы лучшие кадры не уезжали»
Фото: Олег Яковлев / РБК

В рамках Всемирной недели предпринимательства, которая в нашей стране прошла в 10-й раз, выступил известный российский экономист, профессор парижской Школы политических наук Сергей Гуриев. Эксперт говорил о том, почему идея полноценного реформирования белорусской экономики сегодня не встретит сопротивления среди широких слоев населения и какие преимущества страны могут в этом помочь. Приводим основные тезисы.

В Беларуси, в отличие от большинства государств Центральной и Восточной Европы, в 1990-е годы не было проведено реформирование экономики в полноценном понимании. Но и преимущество страны сейчас заключается в том, что в регионе в целом завершен переход к рыночной экономике и есть богатый опыт, которым можно воспользоваться, чтобы избежать распространенных просчетов.

Ошибки в период трансформации в постсоветских странах в некоторых из них приводили не только к провалу реформ, но и к созданию на этой почве недемократических политических режимов. Это очень важный урок взаимодействия между экономикой и политикой, который в нашем регионе играет существенную роль. Если реформы проваливаются, потому что большинство населения не видит для себя выигрыша от них, то это приводит к росту поддержки популизма.

Несмотря на нарушение своих обещаний избирателям, популисты стараются продержаться как можно дольше, они, как правило, уничтожают политическую конкуренцию и удерживают власть уже не демократическими методами. К сожалению, это можно наблюдать не только на постсоветском пространстве, но и в некоторых странах – членах Евросоюза (например, в Венгрии. – Прим. авт.).

Как этого избежать? Необходимо сделать ряд шагов, чтобы население видело, что реформы проводятся не только в интересах элит.

Ключевая проблема рыночных реформ – это рост неравенства. При большой доле государственной собственности страна по определению страдает от избыточной занятости на многих предприятиях. Нужно понимать, что госпредприятия во всех странах – это механизм создания рабочих мест, даже если они не самые эффективные. Поэтому реформирование госсектора часто приводит к высвобождению занятых.

И именно на людях, которые теряют работу, должна в первую очередь сфокусироваться социально-экономическая политика государства. Реформаторам необходимо понимать, что любая приватизация – это вызов не только с точки зрения повышения производительности предприятия, поиска инвестора, продажи его на конкурентных условиях с тем, чтобы выручить как можно больше средств для бюджета, но и с точки зрения переобучения и последующего трудоустройства тех людей, которые теряют работу.

Во многих странах решили, что рынок сам расставит новых безработных по местам, и не стали выделять достаточные средства для их поддержки. Поэтому любому реформаторскому правительству, вне зависимости от его направленности, нельзя забывать о том, что реформы должны работать не только для самых талантливых и предприимчивых, но и для тех, кто рискует потерять свое неэффективное и непроизводительное рабочее место. Государство должно помочь найти себя этим людям в новой экономике. Рабочий не несет ответственности за то, что из-за проводимой долгие годы экономической политики его производительность была низкой.

Однако приватизация должна стать одним из первых шагов для оздоровления экономики. Иначе госсектор продолжит двигаться к стагнации.

 

Есть своя «долина»

Вторая проблема, неизбежно возникающая в период реформ, – рост миграции, особенно в направлении ЕС. И это та реальность, с которой так или иначе сталкивается любая восточноевропейская страна.

Нужно ли с этим бороться? В целом во временной эмиграции талантов в Лондон, Берлин и другие технические и финансовые центры нет ничего страшного, если эти люди возвращаются либо так или иначе сотрудничают с родной страной. Есть авиакомпании, которые вплоть до 2020 г., до начала пандемии коронавируса, строили свою бизнес-модель на том, что из регионов Польши централизованно каждую неделю перевозили работников в столицу Великобритании, а на выходные – домой.

Для того чтобы лучшие кадры не уезжали, у них должна быть возможность реализовать себя дома. И, что важно, для этого у Беларуси все есть. Успешно работает Парк высоких технологий, налажено сотрудничество с американскими и европейскими компаниями. Да, надо понимать, что многие люди предпочтут трудовую эмиграцию просто потому, что как минимум в ближайшее десятилетие зарплаты в Беларуси даже в IT-сфере будут отставать от европейских. Но в том числе поэтому стоит приветствовать обмен кадрами и пытаться сделать Беларусь максимально открытой страной.

 

Без борьбы с коррупцией – никак

С экономической точки зрения реформы, которые должна провести Беларусь, вполне очевидны. «Дорожная карта» для преобразований, в т.ч. в управленческой сфере, не сильно отличалась во всех странах восточноевропейского региона.

При этом установление верховенства права важно вне зависимости о того, что потребуют бюрократы из мировых финансовых институтов взамен на осуществление соответствующей макрофинансовой поддержки.

Политическая воля должна быть нацелена, как уже отмечалось, на недопущение серьезного роста неравенства, а также борьбу с коррупцией и создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Одновременно важно повышать роль «цифрового государства». Наиболее известным и успешным примером здесь является опыт Эстонии.

Почему есть уверенность в том, что идея реформирования белорусской экономики сегодня будет иметь гораздо более широкую поддержку среди населения, чем более двух десятков лет назад? Сегодняшняя модель экономики Беларуси зашла в тупик, это понимают и на себе ощущают многие. Быстрый рост во второй половине 1990-х и начале 2000-х гг. во многом был обусловлен субсидиями со стороны России. В последние годы, когда РФ сама попала в тяжелую ситуацию и не располагает большим количеством свободных ресурсов, в белорусской экономике начался застой.

Не стоит думать, что сегодняшние макроэкономические проблемы Беларуси являются нерешаемыми. Они абсолютно естественны, многие страны прошли через них. И если есть желание общества бороться с коррупцией, строить современные прозрачные политические институты, рыночную экономику, есть рецепты и ресурсы, чтобы эти задачи решать. Наверняка, восстановится сотрудничество с Международным валютным фондом, у ЕБРР достаточно свободного капитала – эти институты готовы поддерживать трансформационные процессы.

Главное – наличие у властей политической воли для проведения настоящих, а не имитационных преобразований.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Подготовил Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное